Как всем известно, самолёт — это наиболее безопасный способ передвижения. Это подтверждает и Мировая Транспортная статистика. За основу берётся количество смертей на 160 миллионов км пути. Уровень смертности на авиатранспорте составляет всего 0,7 чел., тогда как на поезде – 0,9, а на машине – все 1,5.
Однако, самолёт самолёту рознь. Все мы знаем: что существуют разные модели, они очень отличаются друг от друга. Давайте вместе разберёмся, какие самые безопасные самолёты в мире, а какие наиболее опасные.
Самые популярные производители
Для начала выясним, какие вообще самолёты, в основном, обслуживают большинство пассажирских авиалиний? Их всего 2 типа: Boeing и Airbus. Первые выпускает американская компания, вторые – крупная европейская. Они отличаются друг от друга набором технических характеристик, а также деталями во внешнем виде.
Что интересно, согласно проведённому исследованию в 2012 г., по количеству аварий на первое место выходит компания Boeing, а у Airbus их почти в 2 раза меньше. Что это значит? Что все лайнеры Airbus много безопаснее, чем их американские собратья? Разумеется, нет. И среди первых, и среди вторых иногда происходят катастрофы, так как модели одной фирмы тоже отличаются друг от друга.
Для начала выявим, какие самые надёжные самолёты в мире.
Критерии безопасности
Здесь сразу отметим, что немаловажный фактор в таком вопросе играет изношенность. Любая техника, даже и высококачественна, стареет и ломается. Поэтому любой лайнер со временем переходит из категории безопасных в опасные.
Самолёт Lufthansa
Другой весомый фактор – какой авиакомпании принадлежит самолёт. Например, все знают о качественности и надежности немецкой Lufthansa, которая кстати входит в двадцатку самых надёжных авиакомпаний за 2016 г. Тогда, как авиакомпании стран Третьего мира (например, афганская Kam Air или непальские Tara Air и Nepal Airlines) входят в рейтинг самых небезопасных авиалиний за тот же 2016 г.
Узнать рейтинг русских авиакомпаний вы можете здесь.
Критериями для определения рейтинга надёжности и безопасности самолётов являются:
- количество авиакатастроф (террористические акты не учитывались), вызванные, как техническим, так и человеческим фактором;
- количество произведенных моделей данного типа;
- срок эксплуатации;
- общее время налёта.
Именно по этим 4 факторам британская фирма Ascend и американский журнал BusinessWeek представили рейтинг надежности и безопасности самолетов и снятых с производства пассажирских лайнеров.
Рейтинг самых надёжных самолётов в мире
Наш рейтинг надежности основан на отношении количества аварий к общему времени налета модели.
Boeing 777
Первое место по праву занял Boeing 777. За 20 миллионов лётных часов не было ни единой авиакатастрофы. Конечно, было несколько аварий. Ничего совершенного в мире нет. Но их было всего 4. Он оснащён самыми мощными в истории авиастроения двигателями General Electric GE90. Широкофюзеляжный лайнер, способный вместить от 300 до 500 человек.
Boeing 777
Airbus A340
На втором месте расположился Airbus A340. За 13, 5 миллионов часов налёта было только 5 аварий. Он более затратен на своё обслуживание, поэтому авиакомпании не стремятся его приобрести.
Airbus A340
Airbus A330
Третье место занимает Airbus A330. За 12 миллионов часов налёта не было ни единой катастрофы до 2008 г., когда Airbus A330, принадлежащий AirFrance, не потерпел крушение в Атлантическом океане, унесся с собой 228 человек. Это широкофюзеляжный лайнер для перелётов на средних и дальних расстояниях.
Airbus A330
Boeing 747
На четвертом месте находится ветеран фирмы Боинг – Boeing 747. За 17, 5 миллионов лётных часов всего 1 авиакатастрофа. Это был самый первый широкофюзеляжный самолёт. Когда-то он считался и самым крупным, и самым вместительным, и самым узнаваемым. Именно его показывают в большинстве голливудских фильмов про авиакатастрофы.
Boeing 747
Boeing 737 NG
На пятом месте снова Boeing. На этот раз Boeing 737 NG (New Generation). Что в переводе с английского – «Новое поколение», так как он является третьим поколением Boeing 737. За 17 миллионов часов налёта — только 31 авиакатастрофа. А за всё время эксплуатации этой модели было всего 3 аварии.
Boeing 737
Boeing 767
На шестом месте — Boeing 767. За 15, 5 миллионов лётных часов всего 1 катастрофа. Печально известная модель, так как именно его выбрали террористы для атаки Башен-близнецов в Нью-Йорке. За 30 лет — всего 6 авиакатастроф, в которых погибли люди.
Boeing 767
Airbus A320
Airbus A320 на седьмом месте в списке. Одна катастрофа за 14 миллионов налёта. А за всё время, что он был в использовании, с ним произошло 27 авиакатастроф, из них – 13, в которых погибли люди. Сборка этой модели осуществляется в Китае, Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия).
Airbus A320
Boeing 757
На восьмом месте — Boeing 757. На 15 миллионов лётных часов приходится 1 катастрофа. За весь период его эксплуатации было всего 8 аварий, только 3 из которых произошли по технической причине.
Boeing 757
Boeing 737 CFMI
Девятое место занимает Boeing 737 CFMI. 110 раз он участвовал в террористических актах и подвергался угону. На 5, 5 миллионов часов лёта приходится 1 авиакатастрофа. Это самая распространённая сейчас модель среди пассажирских лайнеров. На воздушных путях пролетает около 1200 самолётов данного типа.
Boeing 737
McDonnell-Douglas MD-11
На последнем месте расположился McDonnell-Douglas MD-11. Эта модель одноименной фирмы, которая слилась с Boeing. Сейчас они уже выведены из строя, так как срок их эксплуатации уже истёк. Больше такой тип выпускаться не будет. На 4 миллиона лётных часов приходится 1 катастрофа.
McDonnell-Douglas MD-11
Критерии опасности самолётов
Теперь рассмотрим рейтинг самых опасных самолётов в мире. Его составил тот же американский, еженедельный журнал – BusinessWeek с помощью той же страховой фирмы Ascend. Критерием является общее количество катастроф с огромными человеческими жертвами. Террористические акты также не учитывались.
Кроме этого, следует отметить, что чем более массово используется определённая модель, тем больше катастроф приходится на эту модель. Кроме этого, огромную роль играет период времени, в течение которого используется данная модель. И, разумеется, компания, у которой она в использовании.
Рейтинг самых опасных самолётов в мире
Данный рейтинг также основывается на количестве авиа происшествий и дате снятия с производства модели. Многие экземпляры еще эксплуатируются low coster перевозчиков.
Boeing 737
Boeing 737 возглавляет список. На 507 500 часов налёта приходится 1 авиакатастрофа. Эти лайнеры уже не используются крупными авиакомпаниями, но ещё в ходу среди авиалиний малоразвитых, африканских стран.
Boeing 737
ИЛ-76
На втором месте – ИЛ-76. В основном, самолёты этой модели используются на пространстве бывшего Советского союза. Их даже до сих пор выпускают. Хотя на 549 900 летных часов приходится 1 катастрофа.
ИЛ-76
Ту-154
Третье место снова занимает модель, разработанная ещё в Советском союзе, — Ту-154. Как несложно предположить используют его только страны в Постсоветском пространстве. На 1 041 000 часов налёта приходится 1 катастрофа.
ТУ-154
Airbus A310
Airbus A310 расположился на четвертом месте. Списанный с эксплуатации крупными, интернациональными компаниями, этот тип ещё используются странами Третьего мира. Например, Йеменом и Пакистаном. На 1 067 000 летных часов приходится 1 авария.
Airbus 310
McDonnell-Douglas DC-9
Пятое место занял McDonnell-Douglas DC-9. Используют его только небольшие авиалинии из малоразвитых стран. Он не выпускается уже с 1987 года. На 1 068 000 часов налёта приходится 1 авиакатастрофа.
McDonnell-Douglas DC-9
Ту-134
На шестом месте — Ту-134. Эта модель в эксплуатации только нескольких стран Средней Азии и Ближнего Востока. 1 авария случается на 1 087 600 летных часов. Конструировать их прекратили в конце 90х годов прошлого века.
ТУ-134
Boeing 727
Вышедший из использования многих массовых перевозчиков, Boeing 727 устроился на седьмом месте. Его не выпускают с 1984 года, так как к тому времени были уже более усовершенствованные модели. Однако, некоторые чартеры и компании малоразвитых стран всё ещё имеют в своём парке эту модель. На 2 306 300 часов налёта происходит 1 катастрофа.
Boeing 727
McDonnell-Douglas MD-80
На восьмом месте устроился McDonnell-Douglas MD-80. Его не производят с конца 20 века, но до сих пор используют такие авиакомпании, как итальянская Alitalia, американская Delta и скандинавская SAS. 1 авария на 2 332 300 лётных часов.
McDonnell-Douglas MD-80
McDonnell-Douglas DC-10
Девятое место занял McDonnell-Douglas DC-10. Его используют только чартеры и грузовые перевозчики. На 2 908 800 часов налёта происходит 1 авария.
McDonnell-Douglas DC-10
McDonnell-Douglas MD-11
Завершает список немного усовершенствованная модель предыдущей версии McDonnell-Douglas DC-10 — McDonnell-Douglas MD-11. Выпуск такого типа закончился в начале 21 века, но он ещё встречается у таких крупных перевозчиков, как KLM и Finnair. 1 авария на 3 668 800 лётных часов.
McDonnell-Douglas MD-11
Выводы
Проанализировав эти исследования, можно предположить, что пользоваться услугами именно малоизвестных авиалиний стран Третьего мира опаснее всего.
Причина кроется в недостаточности финансовых средств, чтобы сменить модели старого типа на более новые, усовершенствованные самолёты. Но и крупные авиалинии полностью не застрахованы от катастроф.
Ведь есть ещё человеческий фактор и погодные условия. Оба они играют важную роль.
Известно, что многие аварии происходят именно при посадке и взлете лайнера.
О том, как взлетает и садится самолёт, вы можете здесь. А про максимальную высоту: на которую поднимаются лайнеры, советую прочитать в этой статье.
И в заключение: самолёт – это совершенный механизм, в котором всё настолько точно и слаженно работает, что даже при кое-каких неисправностях он может успешно приземлиться в аэропорту.
В нём задействовано более тысячи разных приборов, призванных стабилизировать ситуацию в случае каких-то повреждений. Поэтому не бойтесь летать! А если вы летите первый раз, то для вас у нас есть интересная статья на эту тему.
И хороших, и главное, безопасных вам полётов!
Источник: https://nasamoletah.ru/samolety/kakoj-samolet-samyj-nadezhnyj-i-bezopasnyj-rejting-bezopasnosti.html
Какой самолет самый надежный и безопасный: рейтинг безопасности, Туристу на заметку
Ежедневно небесное пространство рассекают порядка полусотни тысяч малых и больших, пассажирских и грузовых самолетов. Все они успешно взлетают, выполняют свой маршрут и приземляются. Тем не менее есть много людей, которые бояться летать.
Даже, несмотря на то, что и факты, и статистика наглядно констатируют: самолет является самым безопасным на сегодняшний день видом транспорта. Мы решили выяснить, какой самолет самый надежный и безопасный.
Заодно разберемся, какие самолеты, напротив, считаются самыми опасными в мире.
Критерии безопасности
В представлении обывателя самый безопасный самолет — тот, на счету которого наименьшее число катастроф. На деле все не так просто. Факторов, определяющих надежность и безопасность воздушного транспорта, несколько. Перечислим самые явные.
Первый из них — степень износа. За несколько десятков лет даже самый безопасный лайнер может износиться настолько, что электроника и техника начнет давать сбои и ломаться, что автоматом переведет его в категорию опасных. Поэтому чаще всего безопасность самолетов определяется исходя из срока его использования.
Второй фактор — компания-перевозчик, которая эксплуатирует лайнер. Например, известные европейские авиакомпании «Easy Jet» и «Finnair» в 2018 году входят в десятку самых безопасных перевозчиков мира. В свою очередь замыкают рейтинг представители стран третьего мира (индонезийская авиакомпания «Garuda Indonesia», египетская «EgyptAir» и пакистанская «PIA»).
Рейтинг самых надёжных самолётов в мире
Чтобы выяснить, какие модели самолетов являются самыми надежными и безопасными, американский журнал «BusinessWeek» совместно с лондонской компанией «Ascend» составил рейтинг безопасности. В расчет принимались четыре основных критерия:
- Число авиакатастроф со смертельным исходом. Стоит уточнить, что здесь учитывались лишь происшествия, причиной которых стали сбои техники или пресловутый человеческий фактор. Авиакатастрофы, произошедшие в результате терактов, в статистику не попали.
- Количество выпущенных моделей самолетов данного типа. В рейтинг попали самолеты, которых «в небе» насчитывается более 100 штук.
- Общее время налёта конкретной модели.
- Срок эксплуатации самолетов в авиакомпаниях.
10 место — McDonnell-Douglas MD-11
Замыкает топ-10 самых безопасных самолетов — дальнемагистральный широкофюзеляжный самолет McDonnell-Douglas MD-11 одноименного американского производителя.
Всего с 1990 по 2000 годы было изготовлено 200 пассажирских лайнеров. Из них 11 самолетов было потеряно в результате аварий, в которых погибло 240 человек.
По подсчетам составителей рейтинга, на эту модель приходилась одна катастрофа на четыре миллиона летных часов.
Впрочем, отправиться на MD-11 в путешествие уже не получится, эти самолеты больше не выпускаются. А последние модели уже выведены из состава авиалиний по истечении сроков эксплуатации.
9 место — Boeing 737 CFMI
На девятом месте находится Boeing 737 CFMI. Это одна из самых распространенных моделей пассажирских лайнеров, авиакомпаниями эксплуатируется порядка 1200 таких самолетов. При этом на него приходится лишь 1 катастрофа на 5,5 миллиона часов налёта.
8 место — Boeing 757
Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт Boeing 757 «летает» в небе с восьмидесятых годов прошлого столетия. За всю историю производства было потеряно восемь самолетов и только три аварии произошли по причине сбоя техники.
Производство Boeing 757 было остановлено лишь в 2004 году, к тому моменту было произведено более 1000 самолетов этой модели. Часть из них до сих пор используются мировыми авиакомпаниями на малозагруженных маршрутах дальностью до 7 тысяч километров.
По подсчетам на эту модель приходится одна катастрофа на 14 миллионов летных часов, что обеспечило ему восьмое место в рейтинге безопасности.
7 место — Airbus A320
Среднемагистральный Airbus A320 выпускается с 1988 года. По задумке разработчиков он должен был составить конкуренцию Боингу 737.
Конструкторы сделали ставку на использование передовых технологий: в А320 была впервые применена электродистанционная система управления, в кабине пилотов вместо традиционных штурвалов установили боковые рукоятки управления, а на приборной доске появились экраны.
Модель оказалась очень удачной: на ее основе были разработаны другие самолеты семейства: A318, А319, А321. Производство базовой модели продолжается.
На А320 приходится всего одна авиакатастрофа на 14 миллионов летных часов. Всего за время эксплуатации было выпущено более 4000 авиалайнеров, из них 31 самолет был потерян в авариях.
6 место — Boeing 767
Дальнемагистральный широкофюзеляжный Boeing 767 увидел свет в 1981 году. Именно он стал первым двухмоторным лайнером, получившим право совершать регулярные трансатлантические рейсы. По статистике на 15 миллионов летных часов приходится одна катастрофа. За все время эксплуатации было потеряно 17 лайнеров и погибли 851 человек. Всего было произведено более 1100 самолетов.
Один из лайнеров этой серии прославился после происшествия летом 1983 года. Во время перелета у него закончилось топливо и остановились оба двигателя.
Но это не помешало пилотам пролететь еще 120 километров и совершить посадку. Все пассажиры и члены экипажа выжили. Позднее модель получила печальную известность после событий 11 сентября 2011 года.
Именно ее выбрали террористы для атаки на башни Нью-Йорка.
5 место — Boeing 737 NG
В пятерке самых безопасных самолетов оказался Boeing 737 NG (Next Generation). Это третье поколение модели Boeing 737, стимулом для его разработки послужило появление «передового» конкурента — Аэробуса А320.
В результате новые самолеты получили улучшенные летно-технические характеристики и обновленный салон. Всего было заказано более 7000 самолетов этого типа.
По подсчетам на 16 миллионов часов налёта приходится только 1 авиакатастрофа.
Всего было зафиксировано несколько аварий. Последняя серьезная трагедия произошла в марте 2016 года в Ростове-на-Дону, когда лайнер Boeing 737-800, летевший из Дубая, рухнул на большой скорости на взлетно-посадочную полосу. В результате все пассажиры и члены экипажа погибли.
4 место — Boeing 747
Одна катастрофа на 17,5 миллиона часов налета — таким результатом может похвастаться ветеран среди Боингов — Boeing 747. Первый в мире дальнемагистральный двухпалубный широкофюзеляжный поднялся в воздух в 1969 году.
Более 35 лет он лидировал по размерам и вместительности, впоследствии уступив пальму первенства конкуренту -Airbus А380. Всего было выпущено более 1,5 тысячи таких лайнеров. Из них 60 самолетов были потеряны в результате авиационных происшествий.
Кстати, именно эти модели красуются на «вечных стоянках» во многих музеях и аэропортах.
3 место — Airbus A330
В тройку лидеров попал широкофюзеляжный Airbus A330, который вплоть до 2008 года считался самым безопасным, а за 12 миллионов часов налёта не было ни одной катастрофы. В 2009 году в Атлантическом океане произошла первая масштабная катастрофа, которая унесла жизни 228 человек. Всего насчитывается восемь инцидентов с участием этого самолета.
2 место — Airbus A340
Отсутствием человеческих жертв может похвастаться другой «европеец», летающий на дальние расстояния, — Airbus A340. По статистике это самый надежный Аэробус. За 13,5 миллиона летных часов было потеряно лишь пять самолетов этого типа, при этом ни один человек при этом не погиб.
Несмотря на свою безопасность, он оказался не очень востребован. Причина — в высокой стоимости обслуживания, к тому же он проигрывает «Боингу» по расходу топлива. Всего за 20 лет было выпущено 340 лайнеров, в 2011 году производство было прекращено, но A340 до сих пор эксплуатируются авиакомпаниями.
1 место — Boeing 777
Самым безопасным самолетом был признан Boeing 777. Самый крупный среди широкофюзеляжных лайнеров способен вместить до 500 пассажиров. Он сумел поставить рекорд по дальности перелетов, преодолев расстояние в 21 тыс. км. За первые 20 миллионов летных часов он не попал ни в одну катастрофу. За всю историю полетов Boeing 777 было зафиксировано всего несколько аварий.
Самые популярные производители
Как вы могли заметить, в рейтинге самых надежных самолетов — в основном представители двух конкурирующих гигантов — американской компании «Boeing» и европейской «Airbus SAS». Именно их лайнеры занимают лидирующие позиции в рейтинге. Неудивительно, ведь самолеты других производителей занимают лишь небольшую долю рынка авиаперевозок.
Рейтинг самых опасных самолётов в мире
Перейдем к рейтингу самых опасных самолетов. В список попали старые модели, разработанные еще в середине прошлого века. Большинство из них уже сняты с производства, но некоторые — до сих пор эксплуатируются авиакомпаниями, в первую очередь, лоукостерами.
Критерии опасности самолётов
Критерии, по которым он составлялся, — те же, что и в рейтинге безопасных самолетов — количество катастроф, унесших человеческие жизни (без учета терактов). Также учитывались массовость модели, сроки использования и общее время налета.
9место — McDonnell-Douglas DC-10
«Смертельный крейсер 10» — такое прозвище получил широкофюзеляжный лайнер McDonell Douglas DC-10 за большое число аварий, произошедших именно по техническим причинам. По подсчетам 1 авария приходится на 3 миллиона летных часов. Всего было потеряно 33 самолета (одиннадцатая часть всех выпущенных лайнеров этого типа). Это худший показатель для своего класса.
8 место — McDonnell-Douglas MD-80
Одна авария на 2,3 миллиона лётных часов, такой показатель у ближнемагистрального реактивного самолета McDonnell-Douglas MD-80. Он был разработан в США еще в 70-е годы прошлого столетия, а производство было прекращено в 1999 году. Несмотря на это, его до сих пор используют некоторые авиакомпании.
7 место — Boeing 727
На седьмом месте — еще один ветеран авиаперевозок Boeing 727. Долгое время это был самым массовый лайнер в мире. Было выпущено более 1800 самолетов.
Производство прекратилось в 1984 году, а на смену пришли более совершенные модели Боингов. По подсчетам, на 2,3 миллиона часов налёта Boeing 727 приходится 1 катастрофа.
В общей сложности результате 118 происшествий погибли более четырех тысячи человек.
6 место — Ту-134
В число самых опасных попал советский Ту-134, разработанный в начале 60-х годов 20 века. Он стал одним из самых массовых самолетов, собиравшихся в СССР.
Производство было остановлено в конце прошлого века, а в эксплуатации эту модель теперь можно встретить разве что в некоторых странах Средней Азии и Ближнего Востока.
1 авиакатастрофа на миллион летных часов — этот показатель обеспечил детищу советских конструкторов шестое место в рейтинге.
5 место — McDonnell-Douglas DC-9
И снова разработка американской авиастроительной компании «McDonnell-Douglas». На пятом месте — модель DC-9. Показатель аварийности американского самолета практически такой же, что у Ту-134: одна авария на миллион часов налета.
За 41 год производства было выпущено почти 2,5 тысячи машин, из них более 100 были потеряны в серьезных авиапроисшествиях. В 1987 производство самолета было остановлено.
4 место — Airbus A310
В антирейтинг с показателем «1 авария на миллион часов» попал и Аэробус. Речь идет о самом маленьком широкофюзеляжном самолете в мире Airbus A310. Лайнер уже давно не используется европейскими и российскими перевозчиками. Последние самолеты в рабочем состоянии иногда встречаются в странах третьего мира.
3 место — Ту-154
С аналогичным результатом на третьем месте расположился еще один советский самолет Ту-154. Один из самых быстрых серийных пассажирских лайнеров выпускался с 1971 года. В настоящее время Россия отказалась от использования данного планера.
2 место — ИЛ-76
ИЛ-76 — тяжелый военно-транспортный самолет, пассажиров на регулярных рейсах он не перевозит. Что, впрочем, не помешало ему попасть на вторую строчку антирейтинга с показателем 1 авиакатастрофа на 550 летных часов. За время эксплуатации было потеряно более 70 машин. Впрочем, он выпускается и по сей день и используется в постсоветских странах.
1 место — Boeing 737
Звание «самого опасного самолета в мире» получил Boeing 737. Первые модификации распространенного самолета не отличались безопасностью. Как итог — 1 авария на 507 тысяч часов налета. Конечно, в настоящее время они почти не используются, но некоторые старые версии можно встретить в составе авиакомпаний бедных стран. Всего за годы эксплуатации было выпущено 517 самолетов.
Выводы
Опаснее всего летать самолетами малоизвестных авиакомпаний стран третьего мира, ведь их авиапарк часто составляют самолеты, вошедшие в антирейтинг. Кроме того, у них часто не хватает средств проводить регулярные техосмотры и ремонт действующего воздушного флота.
Наиболее безопасны — крупные известные авиакомпании. Они инвестируют большие средства на обновление парка и поддержание своих самолетов в исправном состоянии. Но и они не застрахованы от происшествий, ведь причинами катастроф часто становятся не технические неполадки, а пресловутый человеческий фактор или сложные погодные условия.
Самые большие самолеты в мире
Источник: https://www.airinme.com/blog/news/what-plane-is-the-most-reliable-and-safe-safety-ra/
Самые опасные самолеты в мире: ТОП-10 небезопасных моделей (+ФОТО)
Специалисты отмечают, что воздушный транспорт самый безопасный в мире, а статистика свидетельствует, что аварии с самолетами случаются намного реже, чем автомобилями или поездами.
Любой пассажир, совершающий перелет, в первую очередь выбирает безопасность, а уже во вторую комфорт. Проведем небольшой анализ, и представим самые опасные самолеты в мире по числу аварий.
За основу возьмем данные ведущих страховых компаний, и смотрите, чтобы случайно не купить билет на эти самолеты.
Также советуем прочитать статью на нашем сайте TopCafe.su о самых высотных самолётах в мире, и узнать на какой высоте летают различные лайнеры.
1
Boeing 737 JT8 D
Специалисты едины во мнении, что эта модель возглавляет список опасных самолетов, а европейский Союз даже принял постановление запретить некоторым авиакомпаниям использовать «Boeing 737 JT8 D».
Случился этот запрет сразу после того, как самолет данного типа потерпел аварию в августе 2008 года в небе над Казахстаном. Заглянув в статистику, узнаем, что одна авария «Boeing 737 JT8 D» со многочисленными жертвами происходит на 507 500 часов полета.
Несмотря на такие трагические показатели, эти модели до сих пор ежедневно эксплуатируются в беднейших странах мира.
2
Ил-76
Ветеран советского авиапрома, совершивший свой первый полет в далеком 1971 году, продолжает эксплуатироваться в основном на постсоветском пространстве и в некоторых государствах Азии и Африки.
Подсчитано, что сейчас в мире выполняют перелеты примерно 300 машин, а одна авария случается на 549 900 часов лета. Самолет Ил-76, выведенный на авиалинии в 1974 году, и сегодня производится.
Среди крупных аварий стоит назвать катастрофу с самолетом, эксплуатируемым Иранской авиакомпанией. Тогда при крушении Ил-76 погибло 275 пассажиров и членов экипажа.
3
Ту-154
Как сообщает «BusinessWeek» на 1 041 000 часов налета с Ту-154 приходится одна авария. Но, несмотря на такой довольно высокий показатель эта модель остается самой распространенной и популярной на российских авиалиниях, и в странах бывшего СССР.
Сейчас в мире различные авиакомпании мира используют более 300 машин, а больше всего аварий происходит на Ближнем Востоке. К примеру, самолеты этой модели, эксплуатируемые авиакомпаниями Ирана, с 2002 года потерпели 4 катастрофы.
Последняя страшная авария произошла над Черным морем в декабре 2016 года, когда в результате аварии погибли 84 пассажира и 8 членов экипажа.
4
Airbus A310
Французские авиастроители давно вошли в список производителей надежных самолетов, но вот эта модель в 1992 года 12 раз попадала в аварии.
Причины были разные, а в катастрофе 2009 года у Коморских островов погибли 153 пассажира и члены экипажа. В живых чудом осталась лишь девочка 12 лет. Всего же на 1 067 700 летных часов приходится одна авария «Airbus A 310», а эксплуатируется эта модель уже с 1983 года.
Из-за таких показателей ведущие мировые авиакомпании отказались от услуг этого самолета, но вот страны, которые не имеют возможности обновить авиапарк из-за недостатка финансов, продолжают использовать ненадежную модель французского лайнера.
5
McDonnell-Douglas DC-9
Ближнемагистральный самолет американской авиастроительной компании начал эксплуатироваться в 1965 году, а закрыли проект в 1982.
Несмотря на прекращение выпуска, эту модель лайнера продолжают использовать мелкие авиакомпании по всему миру. По статистике на 1 068 700 часов полета приходится одна авария «DC-9».
Аварии происходят нечасто, но в 2008-ом 44 человека погибли при крушении «McDonnell-Douglas DC-9» в Конго. В мае 1996 г на борту самолета американской компании «ValuJet Airlines» начался пожар, и он упал в болото. Все находящиеся на борту 110 человек погибли.
6
Ту-134
Когда-то, советский лайнер, выпускаемый с 1963 года, был самым передовым в своем классе. Советский Союз не только широко эксплуатировал машину не только на своих воздушных линиях, но и экспортировал его во многие страны мира.
На 1 087 600 часов лета приходится одна авария Ту-134. Производство модели прекратили в 1986 году, но страны Азии и некоторые африканские государства продолжают использовать советский авиалайнер.
Всего за все время эксплуатации было потеряно 78 машин, а в этих катастрофах погибло 1 494 человек. Стоит отметить, что из 78 машин две были взорваны террористами, а 10 были сбиты в районах боевых действий.
7
Boeing 727
Старенький и небезопасный самолет встал на авиалинии в 1963 году, а в 1984 году эту модель перестали выпускать с конвейера. Но около 100 машин продолжает использоваться мелкими компаниями при перелетах на небольшие расстояния.
Самая крупная катастрофа с этой моделью лайнера произошла в 1986 году в небе над Мексикой, когда через 15 минут после взлета лайнер загорелся и упал в горах. У 167 человек, находящихся на борту, не было ни одного шанса выжить.
Всего с момента эксплуатации и на сегодняшний день разбилось по разным причинам 118 машин, а общее число жертв составляет 4 209 человек.
8
McDonnell-Douglas MD-80
Реактивный пассажирский лайнер производился с 1980 по 1990 год, и был широко популярен на внутренних авиалиниях Соединенных Штатов. Сейчас в эксплуатации более 900 моделей этого лайнера.
С начала эксплуатации и по сегодняшний день в результате аварий и катастроф были потеряны 29 машин. Одна катастрофа, по данным страховых компаний, приходится на 2 332 300 летных часов пассажирского лайнера.
Одна из крупнейших катастроф произошла в 2008-ом в аэропорту Мадрида, когда самолет разбился при взлете. Погибло 153 человека, а 18 удалось выжить.
9
McDonnell-Douglas DC-10
В 1970 году эта модель американской авиастроительной компании впервые вырулила на взлетную полосу, а в 1988 г производство McDonnell-Douglas DC-10 прекратилось.
В первые годы модель не показала высоких летно-технических показателей, и катастрофы случались достаточно регулярно. С годами эту негативную тенденцию удалось преодолеть.
В истории авиаперевозок на 2 908 800 часов полета приходится одна катастрофа модели «DC-18». В 2001 году в небе над Японией по вине диспетчеров чуть не столкнулись лайнеры «Boeing 747» и «McDonnell Douglas DC-10». По свидетельству летчиков самолеты разошлись на расстоянии, не превышающем 100 м.
10
McDonnell-Douglas MD-11
Американские авиаконструкторы создавали машину, которая должна была заменить устаревшие модели на воздушных авиалиниях США. Но модель разочаровала высоким расходом топлива и низкими тактико-летными показателями.
Одна катастрофа американского самолета приходится на 3 668 800 часов полёта MD-11, а в 2001 году машину сняли с производства. Но в мире сейчас летает около 190 единиц «MD-11».
В 1999 году самолет этой модели разбился в Китае, но тогда причиной стал сильнейший тайфун, и летчики просто не справились со стихией. В тот день слаженная работа пожарных и службы спасения предотвратила множественные жертвы, но 3 человека все же погибли.
Несколько данных статистики
Для полной картины представим несколько фактов из истории пассажирской авиации, связанных с безопасностью полетов:
- 2017 год стал самым безопасным в истории мировой авиации. В этот год многие катастрофы обошлись без жертв, но в отчеты не вошли аварии с малыми самолетами.
Первая авиакатастрофа с человеческими жертвами произошла в 1908 году. Тогда в штате Вергиния потерпел аварию самолет, которым управлял О. Райт, а единственный пассажир лейтенант Томас Селфридж погиб. - Больше всего происходит авиакатастроф в США и России, а США начиная с 1945 года, лидер по числу упавших самолетов.
- Специалисты подсчитали, что один роковой рейс приходится на 7 млн 360 тысяч вылетов. Но в этой цифре не учтены террористические акты, которые невозможно спрогнозировать.
- Ученые Массачусетского Технологического университета разработали специальный анализатор катастроф, с помощью которого можно высчитать вероятность аварии конкретного рейса. Учитываются все факторы — погода, амортизация самолета, условия взлетной и посадочной полосы воздушного рейса и т. д.
- В России чаще всего из всех типов самолетов терпят аварию самолеты концерна «Антонов» Ан-2.
- 46% всех авиакатастроф в мире происходит из-за человеческого фактора, а на втором месте причин с 26% стоит техническая неисправность авиалайнера.
- На террористические акты приходится 1% всех крушений, 10% аварий в воздухе и в аэропортах приходятся на погодные условия.
Подведём итог
Вот и подошел к завершению наш рейтинг самых опасных самолетов, и как видим, даже известные производители иногда производят несовершенные машины. Конечно, во многих авариях присутствует так называемый человеческий фактор, и человеческая ошибка порой приводит к гибели сотен людей, а небо, как известно, ошибок не прощает, ни в небе не на земле.
В завершение отметим, что в анализ авиакатастроф представленных моделей самолетов не включены аварии, причинами которых стали террористические акты.
Источник: https://topcafe.su/nauka-i-tehnika/drugaya-tehnika/samye-opasnye-samolety.html
Самые безопасные и опасные самолеты в мире
Самолет давно уже стал довольно популярным средством путешествия на дальние расстояния. Некоторые люди обожают летать, некоторые боятся. Многие считают, что полет самолетом небезопасен, однако это не так. Какими лайнерами летать безопасней и на какие места лучше покупать билеты, рассмотрим далее.
Статистика безопасности полетов
Если бы был составлен рейтинг всех средств передвижения, то на первом месте был бы космический корабль. Однако регулярных рейсов в космос пока нет, поэтому самолет сейчас в лидерах.
Статистика обычно подсчитывает число погибших на 100 миллионов миль. По этому рейтингу, результат самолета — 0,6. В это трудно поверить, но самым опасным средством передвижения является велосипед.
Вероятность того, что рейс попадет в катастрофу, ничтожно мала — всего 1/8 000 000. Это означает, что летая каждый день, потребуется 21000 лет, чтобы попасть на такой рейс.
Рейтинг самых безопасных самолетов
Немаловажным фактором при оценке безопасности самолета является компания-перевозчик и степень износа техники.
1. Боинг 777
Лидер рейтинга безопасных самолетов – Боинг 777. За всю историю полетов этого лайнера зафиксировано всего 4(!) аварии. В то время как за 20 млн. летных часов не произошло ни одного инцидента.
Самолет относится к широкофюзеляжным лайнерам, с большой дальностью перелета. Немаловажно, что самолет спроектирован полностью с помощью компьютера.
Все статистические исследования отдают лидерство по безопасности именно этой модели американской фирмы Боинг.
- Вот видео взлета самого надежного самолета Боинг 777:
2. Аэробус А340
Самолет не имел катастроф со смертельным случаем в течение 13 млн. летных часов. Выпуск начался в 1993 году и продолжается до сих пор. Эксплуатация довольно дорогостоящая, поэтому компании покупают только несколько лайнеров такого типа. Особенно проигрывает Боингу по перерасходу горючего.
3. Аэробус А330
Третье место за моделью А330, выпускающейся с 1993 года. А330 был самым надежным самолетом до 2009 года, пока не произошла катастрофа рейса AF447. Лайнер относится к средне или дальне магистральным.
Самые безопасные компании России
В недавнем прошлом самой надежной компаний признавалась «ТрансАэро». Она же получала множество наград. Но, в силу обстоятельств, перевозчик прекратил свою работу. Составим рейтинг надежных авиаперевозчиков России на данный момент.
- Аэрофлот. В мировом рейтинге по надежности, твердо стоит на 35-ом месте. Лидер отечественных авиаперевозчиков по этому показателю. Достигается это в первую очередь за счет одного из самых молодых авиапарков в Европе.
Парк компании – 167 лайнеров средним возрастом 4,5 года.
- Уральские авиалинии. Обладатель множества российских наград в отрасли авиаперевозок. Имеет единственный в России собственный тренажерный зал для своих пилотов. Средний возраст самолетов – 12,5 лет. Количество лайнеров компании – 35 единиц.
- Авиакомпания Сибирь или S7. Победитель номинации лучшая российская авиакомпания 2015 года. Средний возраст парка самолетов из 58 единиц – 9 лет. Компания закупает для перевозок самолеты марок Boeing и Airbus.
- Ютэйр. Авиакомпания располагает как самолетами, так и вертолетами. Считается пятой компанией по объему перевозки пассажиров. Лучший региональный перевозчик в России за 2014 год. Парк состоит из 68 самолетов средним возрастом 11,8 лет.
- Глобус. Образована на базе парка компании S7. Компания сотрудничает с туристическими агентствами и делает акцент на безопасность полетов. Возраст парка самолетов, состоящего из 13 машин, составляет 8,9 лет.
Самые опасные самолеты
Безопасность полетов зависит не только от надежности самолета, но и от компании-перевозчика, которая должна обеспечивать надлежащее техническое обслуживание. Часто именно из-за недостатка технических ресурсов и происходят фатальные случаи, печально известные по всему миру.
- Рейтинг открывает «лидер» этого списка — Boeing модельного ряда 737 JT8D. Этот самолет является самым опасным в пассажирском сегменте по числу аварий. Одна катастрофа приходится всего лишь на 507 500 летных часов.
- Ил-76. Самолет относится к не перевозящим пассажиров. Однако неоднократно случались катастрофы с человеческими жертвами. Исследуя статистику, на 549 900 летных часов приходится одна авария.
- Ту-154. Выпускается с далекого 1971 года и до сих пор состоит в парке некоторых авиакомпаний. На 1 041 000 летных часов происходит одна катастрофа. Средний возраст машин очень высок, поэтому часто причинами были технические неполадки.
- Аэробус А310. Выпуск этих машин начался с 1983 года. С того времени многие крупные авиаперевозчики отказались от этой модели. Катастрофа происходит раз в 1 067 700 летных часов.
- McDonnell-Douglas DC-9. Выпускается с 1965 года и состоит в парке некоторых региональных мелких компаний. Начиная с 1997 года, компания принадлежит концерну Боинг. Летные инциденты происходят с периодичностью 1 на 1 068 700 летных часов.
Самые безопасные места в самолете
Долгое время велись исследования и статистика выживших в авиакатастрофах. Все для того, чтобы выявить наиболее безопасные места в самолете.
В большинстве случаев удары приходятся на носовую часть, поэтому более безопасно сидеть в хвосте, несмотря на комфортность мест.
Места рядом с аварийным выходом тоже наиболее безопасны, поскольку с них начинается эвакуация пассажиров.
Вопросы и ответы
Какой самый безопасный самолет в мире?
Как отмечалось выше, самым безопасным является лайнер Боинг-777. За 20 миллионов километров, которые преодолели лайнеры этой модели, значительных инцидентов не было. Статистика по надежности полностью на стороне Боинга 777 по многим параметрам.
Почему падают самолеты?
Причины катастроф бывают очень разными. Это и погодные условия, техническое состояние самолета, ошибки в пилотировании, неправильные инструкции диспетчеров.
Почему самолеты летают?
Двигатели обеспечивают необходимую тягу для разгона и полета. Форма крыльев и конструкция служат для подъема самолета в воздух. С точки зрения физики создается подъемная сила.
Смотрите видео о том как летают самолеты:
Самый безопасный пассажирский самолет в мире?
Что касается пассажирских авиаперевозок, то здесь лавры надежности делят Боинг 777 и Аэробус А340. Однако из-за дорогого технического обслуживания, Аэробус остается на втором месте. Боинг модельного ряда 777 по многим параметрам надежности и безопасности остается недосягаемым для конкурентов.
Самые опасные места в салоне?
Самые комфортные места в салоне самолета, как правило, располагаются впереди. Но это совсем не значит, что они безопасные. Как раз наоборот, основной удар приходится на носовую часть. Средние места также довольно опасны, так как в крыльях находится топливо, которое может в случае катастрофы загореться.
Самая крупная катастрофа самолета?
Тут данные остаются противоречивыми.
Если считать террористический акт 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки, то именно самолеты, столкнувшиеся с башнями Всемирного Торгового Центра, потерпели самую крупную катастрофу в истории.
Если не учитывать фактор терроризма, самой крупной аварией стало столкновение двух самолетов в аэропорту Лос-Родеос на Канарских островах, погибло 583 человека.
Как бы люди не боялись летать на самолетах, все равно это средство передвижения остается одним из самых безопасных в мировом транспортном сообщении. Вероятность попасть в авиапроисшествие, как ни странно, ничтожно мала.
Многие выбирают именно этот вид транспорта для путешествий на дальние расстояния, поскольку их можно преодолеть в считанные часы.
И все-таки для тех, кто панически боится летать, стоит грамотно выбрать место, наиболее безопасным, но для этого придется пожертвовать комфортом.
Источник: https://PilotGid.ru/samolety/samye-bezopasnye-samolety-v-mire.html
Рейтинг самых безопасных самолетов в мире
Каждый из нас не раз задавался вопросом, а безопасно ли летать на самолете. Согласно данным мировой транспортной статистики воздушное сообщение является самым безопасным из всех видов транспорта. Однако, на безопасность влияет множество факторов, основным из которых выступает изношенность воздушного судна.
Существуют различные модели самолетов, которые значительно отличаются друг от друга, в том числе и в параметрах безопасности. Основываясь на этих параметрах, рассмотрим разные типы воздушных лайнеров, и узнаем, какой самый безопасный самолет в мире, как среди отечественных, так и зарубежных конструкторских бюро.
1
Boeing 777
Первый свой вылет широкофюзеляжный авиалайнер «Triple Seven», или проще «Три семерки», компании «Boeing» совершил в 1994 году, а в 1995 встал на службу человечества, обслуживая дальние авиалинии.
За все время эксплуатации с этой моделью не произошло ни одной крупной авиакатастрофы, а все 748 самолетов, которые сейчас находятся в строю, налетали уже более 20 млн. часов.
Но ради справедливости отметим, что было несколько аварий, в одной из которых погибло 3 человека. А 2014 год стал самым трагическим для этой модели. Так, в марте таинственно исчез лайнер Малазийских авиалиний, а в июне судно той же компании было сбито в небе над Донбассом.
2
Airbus A340
Рейтинг самолетов по безопасности продолжает воздушный лайнер Airbus A340, который производится с 1993 года. Все машины этой модели налетали ужу 13,5 млн. часов.
За все время эксплуатации на борту самолета A340 произошло несколько аварий, связанных с пожарами, а также выходом из строя основных систем. В происшествиях не погиб ни один человек, из-за чего Airbus A340 на сегодня самый безопасный пассажирский самолет в мире.
Есть единственное «но», самолет требует затратного технического обслуживания, из-за чего мировые компании не спешат вводить в свой парк самый безопасный авиалайнер.
3
Airbus A330
На вопрос стоит ли летать на самолетах может дать ответ следующий авиалайнер, созданный для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния.
В истории мировой гражданской авиации A330 с 1993 года зарекомендовал себя как надежное и безопасное воздушное судно, и по праву занимает почетное 3 место. Все лайнеры данного типа налетали уже более 15 млн. часов.
До 2008 года эта модель возглавляла рейтинг безопасности. Но в последнее десятилетие, из-за увеличившегося количества аварий, в том числе с человеческими жертвами, Airbus A330 утратил свои ведущие позиции.
4
Boeing 747
Первый в мире дальнемагистральный двухпалубный самолет «Джамбо Джет» впервые поднялся в воздух в феврале 1969 года, и до сих пор является одним из популярнейших видов воздушного транспорта.
Долгие годы он держал лидерство, как самый большой и самый вместительный пассажирский лайнер, пока в 2005 не уступил свои лидирующие позиции А380.
За все более чем 40 лет эксплуатации и 18 млн. часов налета модели 747, они 18 раз попадали в аварии, в которых были жертвы. Большинство аварий были связаны с ошибкой пилотов или диспетчеров, а также в связи со сложными погодными условиями. А самая крупная авиакатастрофа произошла в 1985 году, по причине некачественного ремонта, что значительно снизило надежность «Boeing 747».
Кстати, о крупнейших авиакатастрофах в истории у thebiggest.ru есть развернутая статья!
5
Boeing 737 NG
Красивый и, как потом выяснилось, надежный самолет, начали выпускать в 1997 году. Сегодня в эксплуатации находится около 2 600 единиц техники, которые налетали уже 17 млн. часов.
За весь период эксплуатации с «Boeing 737 NG» произошли три крупные авиакатастрофы, унесшие жизни 277 пассажиров. Несмотря на аварии, специалисты отмечают, что это наиболее удачная и безопасная модель из большого семейства Боингов 737.
Был проведен детальный анализ причин катастроф и аварий, и специалисты пришли к выводу, что в этой модели, как и других лайнеров, хвост — самая безопасная часть.
6
Boeing 767
Еще один представитель в славном семействе американских Боингов, лайнер под серийным номером 767 запустили в серийное производство в самом начале 80-х годов прошлого столетия.
С этой машиной за 35 лет работы происходит одна авария на 15,5 млн. часов налета. Всего было потеряно 15 лайнеров, а общее число жертв составляет 851 человек.
Среди международных авиакомпаний эта модель пользуется популярностью, так как хорошо себя зарекомендовала на рейсах большой дальности.
7
Airbus A320
С 1988 года эта модель самолета активно используется авиакомпаниями для перевозки пассажиров, а вместе с модифицированными самолетами А321 и базовой модель А319 сейчас в эксплуатации находится 3 600 машин.
В авиакатастрофах было утрачено 15 единиц, а самая крупная авария унесла жизни 199 человек. В 2006 году в ангарах Брюссельского аэропорта сгорело три машины, а еще три А320 в этом же году разбились в результате технических неполадок на борту.
Самой резонансной катастрофой стала трагедия во Французских Альпах, когда второй пилот направил лайнер в гору, совершив, таким образом, самоубийство с большим количеством жертв.
8
Boeing 757
Эта модель выпускалась с 1982 года, а на сегодня международные и национальные авиакомпании используют 973 самолета. Стоит отметить надежность этого типа самолётов, так из 15 аварий, только три произошли из-за технических неполадок.
Именно модели этих самолетов были захвачены террористами во время атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года. После этого система безопасности Boeing 757 была пересмотрена, и сегодня полностью отвечает мировым стандартам. Печально известная трагедия произошла в небе над Боденским озером, когда из-за ошибки диспетчера столкнулись Boeing 757 и Ту-154.
9
Boeing 737 CFMI
Американские конструкторы в начале 80-х начали разработку принципиально новой модели, и в 1984 году в небо поднялся Boeing 737 CFMI.
На современном этапе в эксплуатации находится более 1750 самолетов. За весь период в результате аварий и катастроф было потеряно 174 единицы техники. В этих катастрофах погибло 3 835 человек.
В России самая крупная авиакатастрофа с этим типом самолета произошла в Перми в 2008 году, в результате которой самолет упал в черте города. Этот лайнер держит лидерство по числу захватов террористами, всего за всю историю существования лайнера это происходило 110 раз.
10
McDonnell-Douglas MD-11
Широкофюзеляжный, комфортабельный лайнер известной американской компании закрывает 10-ку безопасных и надежных самолётов. В 1990 году его начали серийно выпускать, а на сегодня в разных уголках мира работает около 180 машины.
Довольно надежная модель с высокими техническими характеристиками долгое время была довольно популярной среди авиакомпаний. За все время потеряли 10 машин, а в катастрофах, случившихся с этим типом самолета, погибло 185 человек.
В 2001 году был снят с производства, уступив место в небе усовершенствованным и современным моделям пассажирских авиалайнеров.
11
Ил-86
Список отечественных авиалайнеров открывает первый советский широкофюзеляжный аэробус КБ Ильюшина, который в странах НАТО прозвали «Camber», что значит «Изогнутый».
Выпуск первый Ил-86 начался в середине 70-х годов, а в 2011 эту модель сняли с российского производства. Довольно безопасная машина с высокими летно-техническими характеристиками.
Модель активно использовалась странами социалистического лагеря. За все время в результате катастроф потеряли 4 машины, но инцидентов с этим типом самолетов по различным причинам было значительно больше.
12
Ту-154
Все модификации российского авиалайнера Ту-154 считаются надежными и безопасными. Разработанный еще в 60-х годов, он и сегодня один из самых популярных на российских и международных авиалиниях.
Пилоты все же отмечают, что конструктивные особенности самолета требуют высоко профессионализма и мастерства. Но в экстремальных условиях машина легко справляется с поставленными задачами.
Всего по разным причинам было потеряно 72 самолёта, а число жертв во всех авиакатастрофах Ту-154 составило 3263 человека.
Интересные факты из истории и безопасности гражданской авиации:
- Первые авиакатастрофы начали случаться с самого начала эры воздухоплавания, из-за несовершенства первых моделей летательных аппаратов.
- Что безопаснее, самолет или поезд? На транспорте безопасность рассчитывается по количеству смертей на 160 млн. пути. Так вот на железной дороге этот показатель равен 0,9 человек, на авиалайнерах 0,7 человек.
- Многие пассажиры задаются вопросом, какие самые безопасные места в самолете. В 2013 году журнал «Popular Mechanics» провел исследования, и выяснил, что наиболее безопасные места в самолете находятся в его хвостовой части. Так что, теперь не должно быть сомнения, где безопаснее сидеть при авиаперелете.
- Первые ремни безопасности в истории транспорта появились именно в самолетах, а не в автомобиле. Сидеть в хвосте самолета с пристегнутым ремнем, намного повышает вероятность остаться невредимым во время аварии.
Действительно, опираясь на представленные данные, можно смело утверждать, что воздушные лайнеры — самый безопасный вид транспорта. Безопасность полета в большинстве случаев зависит от профессионализма летчиков, смекалки бортпроводниц, а также самих пассажиров.
Даже самый надежный пассажирский самолет в мире не обеспечит безопасного перелета, если люди будут халатно относиться к своему делу, ведь небо не прощает несерьезного к себе отношения, жестоко наказывая за допущенные просчеты и ошибки.
Валерий Скиба
Источник: https://TheBiggest.ru/nauka-i-tehnika/rejting-samyh-bezopasnyh-samoletov.html