Мировые религии — система убеждений и практик, которая определяет взаимосвязь между божественной сферой, и определенного общества, группы или индивида. Она проявляется в доктринальном виде (доктрина, вера), в религиозных действиях (поклонение, ритуал), в социальной и организационной сфере (религиозная общность, церковь) и в сфере индивидуальной духовности.
Также, религией называется любая культурная система определенных видов поведения, мировоззрения, освященные места, которые связывают человечество со сверхъестественным или трансцендентальным. Но нет никакого научного консенсуса относительно того, что точно составляет религию.
Согласно Цицерону, это название происходит от латинского слова relegere или religere.
Различные виды религий могут содержать или не содержать разные элементы божественных, священных вещей.
Религиозные практики включают в себя ритуалы, проповеди, поклонения (божествам, идолам), жертвоприношения, фестивали, праздники, трансы, посвящения, погребальные службы, медитации, молитвы, музыку, искусство, танцы, общественные службы или другие аспекты человеческой культуры.
Практически любая религия имеет священные истории и повествования, сохраненные в священных писаниях, а также символы и святые места, чтобы придать смысл жизни. Религии содержат символические истории, направленные на то, чтобы объяснить происхождение жизни, вселенную и т.п. Традиционно вера, помимо разума, считается источником религиозных убеждений.
История религии
Сколько же религий существует в мире ответить никто не сможет, но известных на сегодняшний день – около 10 000 различных течений, хотя, около 84% населения мира связано с одной из пяти крупнейших: христианством, исламом, индуизмом, буддизмом или формами «национальной религии».
Существует ряд теорий относительно истоков появления религиозных практик. По мнению авторитетных антропологов многие из списка религий мира начались как активизирующие, побуждающие к чему-то движения, поскольку видение происхождения мира, людей (и т. д.
) харизматичным пророком порождало воображение большого количества людей, ищущих более полный ответ на свои вопросы и проблемы. Мировая религия не характеризуется конкретной средой или этнической принадлежностью и может быть широко распространена. Существуют разные виды мировых религий, и каждая из них несет в себе предрассудки.
Сутью этого могут быть, среди прочего, то, что верующие склонны рассматривать свою религию, как самую древнюю, а иногда и не признают другие религии или же, как важные.
В пять крупнейших религиозных групп мира входят 5,8 млрд. человек — 84% населения, — это христианство, ислам, буддизм, иудаизм и традиционные народные верования.
Христианство
Христианство основано на жизни и учениях Иисуса из Назарета, который считается основоположником этого течения (1-й век н.э.), его жизнь изложена в Библии (Старый и Новый Заветы). Христианская вера – верование в Иисуса как Сына Божьего, Спасителя и Господа.
Почти все христиане верят в Троицу, которая учит единству Отца, Сына (Иисуса Христа) и Святого Духа как трех в одном Божестве. Христиане могут описать свою веру как Никейский символ веры.
Как религиозное учение, христианство произошло из Византийской цивилизации в первом тысячелетии и распространилось по Западной Европе во время колонизации и далее по всему миру. Главными ответвлениями христианства становятся (согласно числу приверженцев):
- – Католическая церковь во главе с епископом;
- – Восточное христианство, включающее Восточное Православие и Восточную Церковь;
- – Протестантизм, отделившиеся от католической церкви в протестантской Реформации 16-го века и разделенный на тысячи деноминаций.
К главным ветвям протестантизма относят: англиканство, баптизм, кальвинизм, лютеранство и методизм, каждый из них содержит множество различных конфессий или групп.
Ислам
Ислам основан на Коране — священной книге о пророке Мухаммеде, называемом главным политическим и религиозным деятелем, проживавшем в седьмом столетии нашей эры. Ислам основывается на принципиальном единстве религиозных философий и принимает всех пророков иудаизма, христианства и других Авраамических верований.
Это наиболее широко распространенная религия Юго-Восточной Азии, Северной Африки, Западной Азии и Центральной Азии, также мусульманское большинство живет в некоторых частях Южной Азии, Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Европы. Существует несколько исламских республик — Иран, Пакистан, Мавритания и Афганистан.
Ислам подразделяется на следующие толкования:
- – Суннитский ислам — самая большая деноминация в Исламе;
- – Шиитский ислам — второй по величине;
- – Ахмадие.
Есть мусульманские возродительные движения, такие как мувахидизм и салафизм.
Из других конфессий Ислама можно перечислить: Нацию ислама, суфизм, куранизм, не конфессиональные мусульмане и ваххабизм, являющийся доминирующей мусульманской школой в Королевстве Саудовская Аравия.
Буддизм
Буддизм охватывает многообразие традиций, верования и духовной практики, в большинстве основанные на учениях, принадлежащих Будде. Буддизм возник в Древней Индии между 6 и 4 веками до н. э., откуда начал простираться по территории Азии.
Учеными выделяются два ключевых сохранившихся разветвления буддизма: Тхеравада («Школа старейшин») и Махаяна («Великий корабль»). Буддизм – четвертая религия в мире с более чем 520 миллионами приверженцев — это более 7% мирового населения.
Буддийские школы различаются по точной природе пути к освобождению, важности и каноничности различных учений и писаний, особенно их практик.
Практические методы буддизма подразумевают «уход» в Будду, Дхарму и Сангху, постижение Священных Писаний, следованию этических и добродетельных заповедей, отказ от привязанности, практику медитации, культивирование мудрости, милость и сострадание, практика Махаяны — бодхичитты и практики Ваджраяны — стадии зарождения и стадии завершения.
Махаяна, которая включает в себя традиции Чистой Земли, Дзэн, Ничиренский буддизм, Шингон и Тантай (Тендай), встречается в Восточной Азии. Вместо того чтобы достичь Нирваны, Махаяна стремится к Будде через путь бодхисаттвы — состояния, в котором человек остается в цикле возрождения, особенностью этого становится помощь другим людям в достижении пробуждения.
Ваджраяна — совокупность учений, приписываемых индийским сиддхам, может рассматриваться как третья ветвь или просто часть Махаяны. Тибетский буддизм, который сохраняет учения Ваджраяны, практикуется в районах, окружающих Гималаи, Монголию и Калмыкию.
Иудаизм
Иудаизм – самая древняя по возрасту, авраамская конфессия, зародившаяся в древнем Израиле. Тора становится основополагающим писанием и частью более крупного текста, известного как Танаха или еврейской Библии.
Она дополняется традициями, изложенными в письменной форме в более поздних текстах, таких как Мидраш и Талмуд. Иудаизм включает в себя обширный состав писаний, практик, богословских позиций и форм организации.
В этой религии существует множество движений, большинство которых вышли из раввинского иудаизма, провозглашающего, что Бог открыл свои законы и заповеди Моисею на Горе Синай в виде надписей на камнях, и устной форме — Торы.
Исторически это утверждение оспаривалось различными научными группами. Крупнейшими еврейскими религиозными движениями являются православный иудаизм (Хареди), консервативный и реформаторский.
Шаманизм
Шаманизм является практикой, которая включает в себя действия, достигающие изменения сознания для того, чтобы воспринимать и взаимодействовать с миром духов.
Шаман — тот, кто имеет доступ к миру добрых и злых духов. Шаман входит в состояние транса во время ритуала и практики прорицания и исцеления. Слово «шаман», вероятно, происходит от эвенкийского языка Северной Азии. Этот термин стал широко известным после того, как русские войска завоевали шаманское ханство Казани в 1552 году.
Термин «шаманизм» впервые применен западными антропологами для древней религии тюрков и монголов, а также соседних тунгусских и самодийских народов.
Наблюдая и сравнивая больше религиозных традиций во всем мире, некоторые западные антропологи стали использовать термин в широком смысле, чтобы описать несвязанные магически – религиозные практики, обнаруженные в этнических религиях других частей Азии, Африки, Австралии и даже совершенно несвязанных частей Северной и Южной Америки, поскольку они полагали, что эти практики похожи друг на друга.
Шаманизм включает в себя предположение, что шаманы становятся посредниками или посланниками между человеческим миром и духовным.
Там где распространено это явление, люди верят, что шаманы лечат болезни и исцеляют душу, что шаманы могут посещать другие миры (измерения).
Шаман действует, прежде всего, в духовном мире, который влияет на мир человека. Восстановление баланса приводит к устранению недуга.
Национальные религии
Новые религиозные течения
Новое религиозное движение – молодая религия или альтернативная духовность, является религиозной группой, имеет современное происхождение и занимает периферийное место в доминирующей религиозной культуре общества.
Может быть новой по происхождению или частью более широкой религии, но отличаться от ранее существовавших деноминаций.
Учеными было подсчитано, что это новое движение имеет сотни тысяч последователей во всем мире, причем большинство их членов живут в Азии и Африке.
Новые религии часто сталкиваются с враждебным приемом со стороны традиционных религиозных организаций и различных светских учреждений.
В настоящее время существует несколько научных организаций и рецензируемых журналов, посвященных этому вопросу.
Исследователи связывают рост новых религиозных движений в современности с ответами на современные процессы секуляризации, глобализации, фрагментации, рефлексивности и индивидуализации.
Единых согласованных критериев определения «нового религиозного движения» не существует. Тем не менее этот термин предполагает, что группа недавнего происхождения. Одна из точек зрения заключается в том, что «новое» может означать, что учение более позднее по своему происхождению, чем большинство известных.
Таким образом, в этой статье мы рассмотрели мировые религии от самых «старых» до «молодых», от более значимых до менее известных.
Источник: https://mystroimmir.ru/religiya/mirovye.html
Индуизм – невероятная религия
Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.
Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.
Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга.
Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек.
Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.
С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.
Основные положения религии
Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа.
На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы.
Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.
Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.
Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.
Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.
Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.
Основные ответвления индуизма
Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.
Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.
Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.
Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.
Индийская религия в современном мире
На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.
Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.
Источник: https://indiya-land.ru/religija/hinduism
Мировые религии
![]() |
В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.
Буддизм
Буддизм — наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы.
Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей.
Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным.
45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.
Жизнь есть страдание, причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.
После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается, но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».
Надо стремиться к нирване, т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.
В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.
Христианство
Христианство возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как религия, обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле.
За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство.
Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.
Основные христианские идеи:
- Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
- Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
- Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
- Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
- Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.
Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии.
Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.
В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым. Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.
Православие и католицизм признают семь христианских таинств: крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем.
В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме.
Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.
Протестантизм имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство.
Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа.
В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.
Ислам
Ислам возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая религия из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек.
Основатель ислама Мухаммед — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба.
Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней.
В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину.
622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.
Священная книга мусульман Коран представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.
В вероучении мусульман большую роль играет Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.
Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.
Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:
- произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
- совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
- соблюдение поста в месяц рамадан;
- раздача милостыни бедным;
- совершение паломничества в Мекку (хадж).
Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/mirovye-religii.html
Национальные религии
Термин «религия» происходит от латинского religio, что означает святыня, предмет культа, связь. Религию определяют как мировоззрение, мироощущение и поведение, в основе которых лежит вера в существование бога или богов, т.е. вера в сверхъестественное. В основании всех религий можно увидеть две основные идеи:
- l веру в то, что гибель живого существа не означает конца существования: другая, особая жизнь возможна и после смерти;
- l веру в то, что справедливость, почти не достижимая в реальном мире, при жизни, обязательно восторжествует в мире потустороннем, после смерти.
- Исторические формы развития религии:
- l племенные — магия, тотемизм, фетишизм, анимизм;
- l национально-государственные (этнические);
- l мировые.
Национальные религии распространены, как правило, в пределах одного народа. К ним, в частности, относятся индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм, зороастризм, иудаизм.
- Религии делятся на учительские — имеющие основоположника, учителя, и народные, когда невозможно указать конкретного основателя, пророка.
- С точки зрения объекта обожествления – выделяют религии политеистические – это поклонение многим богам (политеизм, многобожие, язычество), и религии монотеистические (монотеизм).
- Индия.
Индуизм – национальная религия в Индии. Это одна из наиболее крупных в мире по числу последователей религия, в настоящее время число индуссов составляет около одного миллиарда человек. Начало индуизма относят ко второму тысячелетию до н.э.
Первый этап в его развитии принято обозначать как ведический – по названию священных книг Вед, которые, как полагали жители древней Индии, были даны людям самими богами. Веды включали религиозные гимны, молитвенные формулы, магические заклинания.
Число божеств в ведийской религии очень велико – многие сотни, это политеистическая религия. Высшие боги отличались бессмертием и всемогуществом, и были во многом похожи на людей – могли быть злыми и благосклонными, хитрыми и простодушными.
Самыми популярными богами были покровитель воинов Индра, кровожадный и мстительный Рудра, добрые братья Асвины, умевший принимать любой облик Вишну, бог мертвых Яма, бог жрецов и молитвы Брахма.
Значение Брахмы от века к веку усиливалось и в первом тысячелетии до н.э. он стал почитаться как единственный устроитель вселенной, царь всех богов. По имени Брахмы древнеиндийскую религию в этот период называют брахманизмом.
Брахманы учили, что жизнь человека с самого рождения сопряжена со страданием, поэтому смерть является освободительницей для людей, помогая им перейти «из тьмы в свет». Брахманы же разработали учение о переселении душ. После смерти, утверждали они, люди вновь рождаются на Земле в новом облике.
Брахманы сформулировали идею сансары — бесконечного круговращения жизни, и кармы – новый облик человека зависит от его прежних поступков, а современные действия человека предопределят его будущее перевоплощение.
В 8 в. до н.э. на основе этих религиозных идей возник джайнизм. В основе его лежало представление о том, душа всегда привязана к телу, а совместным продуктом их деятельности является карма.
Будущая судьба души зависит от поступков: грех может низвести человека до перехода в неживую материю, добродетель — возвысить до воплощения в божестве, но лучшим исходом является уничтожение кармы, так как это освобождает душу от рабства телесного существования. Это освобождение есть состояние нирваны.
Китай.
Конфуцианство – национальная религия в Китае. Основоположником ее был Кун Фу Цзы, а в европейской транскрипции – Конфуций, живший в 6-5 вв. до н.э. Уже в детстве он обнаружил тягу к знаниям, хорошо разбирался в обрядах и церемониях, с любовью и уважением относился к старшим.
Он записал старинные обычаи, традиционные нормы поведения, принципы этики. Книги, составленные Конфуцием и его учениками, уже в древности считались священными, единственным источником мудрости. Главное внимание Конфуция было обращено на проблемы нравственности и взаимоотношения человека и общества.
Важнейшая добродетель человека, утверждал он, это почитание родителей и старших и послушание им, поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием, гласила: «почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни». Суть второй заповеди — необходимость для всех исполнять «ритуал», т.е.
следовать установленным в обществе правилам и обрядам. Только в этом случае, считал Конфуций, в государстве может быть покой, порядок и благополучие. Государство он определил как высшую общественную ценность, поэтому все усилия народа должны быть сконцентрированы на том, чтобы государство существовало и процветало.
Во 2 в. до н.э. конфуцианство становится государственной религией в Китае. Особенность конфуцианства в том, что в рамках его не существовало особой касты жрецов. Все религиозные церемонии выполняли государственные чиновники, особо важные – сам император.
Конфуцианство унаследовало от древних народных культов веру в существование многих богов, таким образом, это – политеизм.
Даосизм – другая национальная религия Китая – также возник на рубеже 6-5 вв. до н.э. Его основатель Лао Цзы, автор знаменитой книги «О Дао и Дэ». «Дэ» означает достоинство человека, а «Дао» является ведущим понятием даосизма, давшее название всей религии.
Дао определяют как основной принцип всего существующего, универсальный закон, по которому развивается вся Вселенная и сам человек. Изменить дао невозможно, поэтому удел человека — просто созерцать жизнь и стараться постичь дао. Таким образом, Лао Цзы сформулировал «теорию недеяния» – важнейший принцип даосизма.
По отношению к божественному началу в мире позиция даосизма была такой: существование богов не отрицалось, но сами боги считались порождением Дао.
Япония.
Синтоизм – национальная религия Японии, в переводе с японского означает путь богов – синто, или ками. У синтоизма нет основателя, это – народная религия.
В синтоизме нет и священного писания, утвержденного церковью в качестве канона, а основной книгой является «Кодзики» – «Записки о делах древности», составленная придворным летописцем Ясумаро в начале 8 в. н.э.
В синтоизме нет системного вероучения, а основные его положения сводятся к следующему: Все сущее является результатом саморазвития мира; мир появился сам по себе, он хорош и совершенен; регулирующая сила бытия исходит из самого мира, а не от какого-то верховного и внешнего по отношению к миру божества; все мироздание едино, все мироздание живое; природа прекрасна и божественна сама по себе в каждой своей точке; мир богов и мир человека не имеют четких границ, так как человек является прямым потомком богов, и душа его после смерти уходит в мир высших – «ками». Пантеон синтоизма состоит из большого числа богов и духов, главным божеством является богиня Солнца Аматэрасу.
Иран.
Зороастризм — национальная религия Древнего Ирана. Ее основатель — пророк Заратуштра, или, в европейской транскрипции — Зороастр, живший в середине первого тысячелетия до н.э.
Он учил, что в основе мира лежит нескончаемая борьба между добром и злом, добро представлено милосердием, честностью, теплом, светом, а зло — холодом, бедностью, грехами, болезнями; божество добра — Ахурамадзе, носитель зла — Анриман. Долг человека — стремиться к добру и отвергать зло.
Все мужчины и женщины несут одинаковую ответственность за свой выбор. Каждый человек должен следить за правильностью своих мыслей, слов и дел. В будущем каждого человека будут судить по тому, как он распорядился своей свободной волей: праведники попадут в рай, грешники — в ад.
Важнейшим обрядовым элементом зороастризма было поклонение огню. Священным писанием зороастризма является «Авеста», впервые записанная в 3 в. н.
Изриаль.
Иудаизм – национальная религия Древнего Израиля, возникла во втором тысячелетии до н.э. Иудаизм – это первая в истории монотеистическая религия. Название ее происходит от названия одного из наиболее крупных еврейских племен – племени Иуды. Основные положения иудаизма сводятся к следующему.
Есть Бог, он один, и только ему надо молиться. Его имена Яхве, или Иегова, что означает «сущий», «существующий». Бог — без начала и конца, он бестелесен. Он создал Вселенную и управляет ею. Он справедлив и беспощаден, и существует награда добрым и наказание злым.
Воскресение из мертвых — истина, и загробная судьба человека находится в зависимости от его поступков при жизни. Бог внимателен как к судьбе каждого человека, так и каждого народа. В качестве «своего» народа Бог избрал еврейский народ.
Эта идея обусловила стремление к этнической самоизоляции и сделала невозможным превращение иудаизма в мировую религию. Нравственный идеал основывается на знаменитых 10 заповедях, которые, согласно концепции иудаизма, были даны пророку Моисею самим Богом, и известны как «Завет».
Суть их следующая: не поклоняйся другим богам; не делай изображения Бога; не клянись именем Бога; помни день субботний, чтобы думать о Боге; чти отца и матерь твою; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не завидуй. Священное писание в иудаизме – Танах, известное в христианстве как «Ветхий Завет».
Язык Танаха – иврит, первые записи текстов относятся ко второму тысячелетию до н.э. Наиболее важной частью Танаха являются его первые пять книг, известные как Тора – «Закон». Другая важнейшая книга в иудаизме – Талмуд, это толкование Танаха.
Источник: https://students-library.com/library/read/42572-nacionalnye-religii
7. Религии классических цивилизаций древнего мира: зороастризм, индуизм, конфуцианство, даосизм, религии греков и римлян, иудаизм
Зороастризм. Он относится к более
позднему типу пророческих религий.
Его основатель — иранский пророк
Зороастр (Заратуштра), живший в VIII—VII
вв. до н. э.
Зороастризм принадлежит уже к числу
развитых религий, он философски
осмысливает мир на основе дуалистической
идеи о непримиримости и постоянной
борьбе света и тьмы, добра и зла. Здесь
совершается переход от магических
религий к этическим. Человек должен
быть на стороне добра, , не жалеть сил
для борьбы со злом и силами тьмы.
Человек — творец своего счастья, от
него зависит его судьба.
Для борьбы со злом человек прежде всего
должен очиститься, и не только духом и
помыслом, но и телом. Физической чистоте
зороастризм придавал ритуальное
значение. Трупы покойников — символ
нечистоты, они не должны соприкасаться
с чистыми стихиями (землей, водой,
огнем).
Отсюда ~ особый обряд Захоронения:
в открытые башни особые служители
сносили тела умерших, где их склевывали
хищные грифы, а кости сбрасывались на
дно вырытого в башне, облицованного
камнем колодца. Нечистыми считались
больные, женщины после родов и в периоды
менструаций. Они должны были проходить
особый обряд очищения.
Главную роль
в обрядах очищения играл огонь.
Согласно учению Зороастра, миру добра,
света и справедливости, которые
олицетворяет Ахура-Мазда (греч. Ормузд),
противостоит мир зла и тьмы, его
олицетворяет Ангра-Майнью (Ариман).
В мифологию зороастризм привнес идею
о существовании помимо Земли и Неба
особой светоносной сферы и рая. Первого
человека по имени Йима Ахура- Мазда
вынужден был изгнать из рая и лишить
бессмертия за то, что тот проявил
непослушание и стал употреблять в пищу
мясо священных быков.
По имени бога света Ахура-Мазды это
учение называется еще маздаизмом, а по
месту возникновения — парсизмом.
В форме митраизма зороастризм
распространился и в греко-римском
античном мире. Его принесли римские
легионеры из восточных походов I в. н.
э. Митра стал отождествляться с тем
спасителем, который упоминался в
зороастрийских пророчествах. Ежегодно
25 декабря отмечался день его рождения
(этот день стал и днем рождества Христова).
Зороастризм как пророческая религия
видит смысл мира не в его существовании,
а в осуществлении установленной богом
цели в конце дней. Это эсхатологически
ориентированная религия, близкая по
сути другим пророческим религиям,
ставшим мировыми религиями —
христианству и исламу.
-
В зороастризме следует отметить три
социологически значимых момента. -
1. это была религия, которая несла в себе
протест против существующего социального
состояния и защищала социальный
идеал -
2. образовывавшиеся вокруг пророка
общины были различными и следовали
разным мотивам -
3. эта пророческая религия, обращавшаяся
к личному решению и выбору своих
последователей -
Отличительные черты этой религии — ее
этический характер и резко выраженный
дуализм светлого и темного начал.
Индуизм. религия успокоения в едином,
постижения того, что множественность
мира иллюзорна. Основу этой религии
составляет мысль о том, что мир — не
случайное, хаотичное сочетание вещей
и явлений, а упорядоченное целое. Всеобщий
и вечный порядок, сохраняющий, удерживающий
вселенную как единое целое, называется
дхарма.
Она воплощает в себе некую безличную
закономерность Вселенной как единого
целого и лишь затем выступает в качестве
закона, который предопределяет судьбу
индивида. Благодаря этому устанавливается
место каждой частицы в ее отношении к
целому.
Мир представляет собой сочетание радости
и страданий. Люди могут достигать
счастья, пусть преходящего, получать
разрешенные 1Чувственные наслаждения
(кама) и пользу (артха), если они действуют
в соответствии с дхармой.
Смысл существования состоит в том, чтобы
понять, что множественность мира — это
обман, ибо есть одна Жизнь, одна Сущность,
одна Цель. Совокупность средств, с
помощью которых можно постичь реальность
и достичь освобождения, называется
йога.
Осуществление этого единства достигается
в состоянии транса, экстаза, когда
человек поднимается с уровня смертного
и сливается с океаном чистого бытия,
сознания и радости (сат, чит, ананда).
Превращение человеческого сознания в
божественное невозможно в течение
одной жизни. Индивид в круговороте
существования идет через серию
повторных рождений и смертей (закон
кармы).
Это учение о “вечном возвращении”:
рождение и смерть означают лишь создание
и исчезновение тела, новые рождения
являются странствием души, круговоротом
жизни (сансара).
Истина доступна на разных уровнях
человеческого сознания в разной мере.
Мудрецу доступно понимание чистого
бытия (эдвайга); на более простом уровне
сознания абсолют может выступать в
качестве личного бога, совершенство
сводится к добру, освобождение понимается
как жизнь в раю, а мудрость заменяется
любовью (бхакти) к индивидуальному,
“своему” богу, которого верующий
избирает из пантеона богов, следуя своим
наклонностям и симпатиям.
Особенность индуизма в том, что он
допускает, как видим, разные точки зрения
и позиции: для тех, кто уже близок к цели,
и для тех, кто еще не нашел пути — даршаны.
Основы ее заложены в ведической религии,
которую принесли арийские племена,
вторгшиеся в Индию в середине II тысячелетия
до н. э. Веды — собрания текстов,
включающие четыре основных: старейший
сборник гимнов — Ригведа, сборники
молитвенных заклинаний и обрядов —
Самаведа и Яджурведа и книга песнопений
и магических заклинаний — Атхарваведа.
Политеистическая религия. Сотни богов.
В Ведах нет упоминаний о святилищах и
храмах, изображениях богов, профессиональном
жречестве. Это была одна из “примитивных”
родоплеменных религий.
Второй период в истории индийской
религии — брахманский.
Древнейшие касты — брахманы
(наследственное жречество), кшатрии
(воины), вайшьи (земледельцы, скотоводы,
торговцы) и шудры (буквально слуги —
бесправная каста рабов).
Памятник религии и законодательства
этого периода — законы Ману,
составленные около V в. до н. э. и освящающие
касты как установленные богами.
Верховным богом становится в брахманской
религии новый бог — Брама, или Брахма,
из разных частей тела которого и произошли
разные касты: из уст — брахманы, из рук
— кшатрии, из бедер — вайшьи, из ног —
шудры.
В брахманский период появляется
религиозно-философская литература —
Упанишады, богословские и философские
сочинения. . Ее центральная проблема —
проблема жизни и смерти, вопрос о том,
что есть носитель жизни: вода, дыхание,
ветер или огонь.
Постепенно древняя брахманская религия
жертвоприношения и знания превратилась
в индуизм — учение о любви
и почитании, нашедшее себе самую сильную
опору в “Бхагавадгите”, книге, которую
не без основания называют иногда Новым
Заветом индуизма. С этого времени
начинают появляться индуистские храмы.
Почитаемые боги воплощаются в скульптурной
и живописной форме, приобретая
антропоморфные черты (пусть даже с
несколькими головами-лицами и
многорукие). Этот бог, помещавшийся в
посвященном ему храме, был понятен
каждому верующему.
Таких богов можно любить или опасаться,
на них можно надеяться. В индуизме
появляются боги-спасители, имеющие
земное воплощение (аватару).
Важнейшими из многочисленных богов
индуизма считается троица (тримурти) —
Брахма, Шива и Вишну, разделившие (хотя
и не четко) основные присущие верховному
богу функции — созидательную,
разрушительную и охранительную.
В индуизме сохранились магические
приемы — тантры — и сложился особый
вид религиозной практики тантризм.
На основе магических приемов — тантр
— в индуизме возникли формулы (мантры),
т. е. священные заклинания, которым
приписывалась волшебная сила.
Существенная черта религиозной жизни
Индии — многочисленные секты. Их
религиозные руководители гуру —
посредники между человеком и богами и
сами почти боги.
Социальной основой индуизма является
кастовая система Индии. Поэтому и не
получило мировое распространение.
Китайские религии.
Основой основ религиозных систем Китая
стал культ предков и опора на традицию,
а с другой — к усилению рационального
начала: не раствориться в абсолюте, а
научиться достойно жить в соответствии
с принятой нормой, жить, ценя саму жизнь,
а не ради грядущего спасения, обретения
блаженства в другом мире. Еще одна
особенность — социально малозначимая
роль жречества, духовенства.
Правителю, выполнявшему функции
первосвященника, ассистировали
выступавшие в роли жрецов чиновники.
Древний Китай, таким образом, не знал
жрецов в собственном смысле слова, не
знал он и великих персонифицированных
богов и храмов в их честь.
Деятельность
жрецов-чиновников была направлена
прежде всего на исполнение административных
обязанностей, призванных сохранять
устойчивость социальной структуры,
санкционированной Небом.
Философское мышление в древнем Китае
начиналось с деления всего сущего на
мужское и женское начала.
Мужское начало,
ян, ассоциировалось с солнцем, со всем
светлым, ярким, сильным; женское, инь, —
с луной, с темным, мрачным и слабым. Но
оба начала гармонично соединялись,
образуя все сущее.
На этой основе
складывается представление о великом
пути Дао — всеобщем законе, символе
истины и добродетели.
В середине I тысячелетия до н. э., между
800 и 200 гг. до н. э., в истории происходит
резкий поворот, который К. Ясперс
предложил называть осевым временем.
В Китае в это время начинается обновление
религиозной жизни, связанное с
деятельностью Конфуция и Лао-цзы.
Возникают две китайские религии,
существенно различающиеся, — конфуцианство,
этически направленное, и даосизм,
тяготеющий к мистике.
Главным объектом конфуцианского культа
были духи предков. Конфуций исполнял
весьма добросовестно религиозные обряды
и учил неуклонному их исполнению не
ради снискания милости, но потому, что
исполнение их “справедливо и прилично
человеку”.
Строгое соблюдение обрядов — главное
правило жизни, опора всего существующего
порядка. Сыновняя почтительность и
почитание предков — главнейшая
обязанность человека.
Конфуций стремился привести мир в
порядок, подчинив “путь” (дао) человека
пути Неба, предложив в качестве образца
для подражания людям свой идеал
“благородного человека”, почерпнутый
из идеализированной древности, когда
правители были мудрыми, чиновники —
бескорыстными и преданными, а народ
благоденствовал. Благородный человек
обладает двумя главными
достоинствами—гуманностью и чувством
долга.
В VI в. до н. э. складывается учение Лао-цзы,
которого сегодня многие исследователи
считают фигурой легендарной. Трактат,
в котором изложено это учение, “Дао-дэ
цзин” относится к IV—III вв. до н.э. Это
мистическое учение, на основе которого
складывается даосизм.
Дао означает
здесь недоступный человеку, укорененный
в вечности “путь”, само божественное
первосущество, Абсолют, из которого
возникают все земные явления и человек
также. Великое Дао никто не создал, все
происходит из него, безымянное и
бесформенное, оно дает начало, имя и
форму всему на свете. Даже великое Небо
следует Дао.
Познать Дао, следовать ему,
слиться с ним — в этом смысл, цель и
счастье жизни.
Добродетели, если они извне навязываются
человеку, служат симптомом того, что он
изолируется от Абсолюта. Нет нужды
требовать выполнения этических целей,
если достигается единство с вечным. В
этом случае они с необходимостью
осуществляются в действительности.
Необходимо обращение, возврат к Вечному,
“возврат к корням”. На этой основе
вырастает учение Лао-цзы о недеянии
или не-действии (ву-вэй). Этика провозглашает
невзыскательность, удовлетворенность
своей судьбой, отказ от желаний и
стремлений как основу вечного порядка.
Эта этика терпеливого отношения к злу
и отречения от своих желаний — основа
религиозного спасения.
Религия греков. Догомеровский
период: воспринимает окружающее как
нечто одушевленное, как населенное
слепыми демоническими силами, которые
воплощены в священных предметах и
явлениях. Демонические силы получают
и персональное воплощение в бесчисленных
демонических существах, обитающих в
пещерах, горах, источниках, деревьях
и т.д.
Мир в этом первобытном религиозном
сознании предстает как мир, исполненный
беспорядочности, несоразмерности,
дисгармонии, доходящей до уродства,
повергающей в ужас.
Когда во II тысячелетии до н.э. греки
вторглись в Элладу, они нашли здесь
высокоразвитую культуру, известную как
крито-микенская культура. Из этой
культуры, ее религии греки восприняли
многие мотивы, перешедшие в их религию.
Это относится ко многим греческим
божествам, например, к Афине и Артемиде,
микенское происхождение которых можно
считать бесспорным.
Из этого пестрого мира демонических
сил и божественных образов и сформировался
мир гомеровских богов, о которых мы
узнаем из “Илиады” и “Одиссеи”. В этом
мире люди соразмерны с богами. Любовь
к славе поднимает людей на уровень богов
и делает их героями, которые могут
перебороть и волю богов.
Но наряду с угасанием старой религии
получает развитие сильное пробуждение
религиозных чувств, новых религиозных
поисков. Это прежде всего религиозность,
связанная с мистериями. Свое
классическое завершение старая
олимпийская религия получает в конце
VI — начале V в. до н. э. в лице таких
мыслителей и поэтов, как Геродот, Пиндар,
Эсхил, Софокл и Эврипид.
Это религиозное сознание было пронизано
идеей порядка, меры и гармонии, и в то
же время в него вторгалось противоположное,
чуждое этому устремлению греческого
духа начало экстатического порыва,
оргиастического неистовства и
необузданности.
Религиозная мысль Греции, ее понимание
бога ориентировались главным образом
на упорядоченный мир, космос, к которому
принадлежали и сами боги. Оргиастические
культы привносили момент экстаза как
путь единения с божеством и тем самым
возвышения человека, признания его
самостоятельности.
Наряду с господствующим полисным культом
и старыми народными верованиями в
Греции с VI в. до н. э. появляются религиозные
течения, отмеченные мистическими
настроениями и часто представленные в
тайных обществах.
Одно из них — орфизм,
приверженцы которого исходили из учения
мифического персонажа — певца Орфея.
На взгляды орфиков большое влияние
оказали восточные религиозно-философские
системы, в которых важную роль играл
образ умирающего и воскресающего бога.
Близка орфикам была еще одна секта —
пифагорейцы, верившие в переселение
душ и почитавшие солнце и огонь.
Господствующей формой религии
Рима в классический период его
истории стал культ полисных богов, в
первую очередь Юпитера. По преданию,
царь Тарквиний соорудил храм Юпитеру
на Капитолийском холме и Юпитер
Капитолийский стал покровителем города.
Римлянам был присущ практический склад
ума. И в религии они руководствовались
целесообразностью, преследуя земные
дела с помощью магической культовой
практики.
Их боги чаще всего бесцветны,
служат обозначением неких абстрактных
начал. Римляне почитали такие божества,
как Мир, Надежда, Доблесть, Справедливость,
которые не обладали живыми чертами
личностей.
В честь таких богов строились
храмы, приносились жертвы. Мифология
у римлян была мало разработана.
Иудаизм. В ранних культах обожествлялись
деревья, источники, звезды, камни,
животные. Следы тотемизма легко увидеть
в Библии, когда речь идет о разных
животных, но прежде всего — о змее
и о быке. Существовали культы мертвых
и предков.
Яхве первоначально был
божеством южных племен. Это древнесемитское
божество представлялось с крыльями,
летающим меж облаков и появляющимся в
грозах, молниях, вихрях, в огне.
Яхве
стал покровителем племенного союза,
созданного для завоевания Палестины,
почитаемым всеми двенадцатью племенами
и символизирующим связующую их силу.
Прежние боги были частично отвергнуты,
частично слились в образе Яхве.
Яхве
был собственным богом евреев, которые
не исключали существования других
богов: у каждого народа — свой бог. Такая
форма представления о боге называется
генотеизмом.
Новым в религиозной истории, характерным
для иудаизма, отличительным его моментом
является понимание отношения между
богом и его “избранным народом” Израиля
как отношения “союза”.
Своего рода
конституцией этого союзнического
отношения между Израилем и его богом
является Закон, в котором Яхве выразил
свою волю.
Религия сводилась тем самым
в Израиле к чисто внешнему богослужению,
в основе которого лежала уверенность
в получении “справедливого” вознаграждения
от бога за выполнение обрядов и следование
предписанным нормам поведения.
Израиль являл собой образчик настоящей
теократии. Это было государство,
контролируемое и руководимое кастой
жрецов. Яхве — царь.
Отсюда следовало,
что государственная измена — это измена
богу, что войны, которые вел Израиль, —
это войны, ведомые Яхве, что земное
царство есть собственно отпадение от
бога, который один только и есть настоящий
царь, что законы — это законы, дарованные
и установленные самим Яхве, и что право,
существующее в государстве, есть
сакральное установление.
Большую роль в религиозной жизни начинают
играть синагога — собрание верующих,
традиция, возникшая еще ранее, в диаспоре (рассеянии — греч.), и раввины —
учителя, считавшие в отличие от жрецов
более важными богослужения в синагоге,
где толковался Закон, а не жертвоприношения
в храме.
Наиболее радикальной оппозицией была
секта ессеев, отвергшая традиционную
религию евреев, выступавшая против
служителей храма, прежде всего против
первосвященников.
Источник: https://StudFiles.net/preview/7281898/page:3/
Еврей с индусом – братья навек // Jewish.Ru — Глобальный еврейский онлайн центр
Иудаизм и индуизм являются двумя старейшими религиями мира. Просто одна получила распространение на Западе, а другая – на Востоке. Каждая из них стала основой для нового религиозного стиля жизни.
И обе эти религии легли в основу сразу нескольких других: иудаизм дал начало христианству и исламу, а индуизм – буддизму, хоть многие последователи Будды Шакьямуни и считают свою веру полностью самостоятельной от индуистского влияния.
Примечательно, что традиции и законы иудаизма и индуизма подкреплены большим массивом священных и древнейших текстов, снабженных каким-то невероятным количеством комментариев к ним и другими трудами и книгами, создаваемыми на протяжении нескольких тысячелетий, чем не может похвастаться ни одна другая религия. И в этих текстах множество совпадений и близких идей: например, каббала имеет схожее с ней учение в индуизме, в духовной литературе которого так же, просто на свой манер, представлены такие еврейские философские понятия, как сфирот, шхина и другие.
Еще одна общая черта – огромное значение, которое уделяется в обеих религиях вопросам, связанным с ритуальной чистотой. Касается это и чистоты тела, и чистоты пищи, и поддержания других ритуальных статусов, ставшие центральной темой в повседневной жизни и иудеев, и индуистов.
Важное место как в иудаизме, так и в индуизме отведено праведнику, духовному учителю. В одной религии он называется гуру, в другой – цадиком, но эти роли во многом идентичны – не столько словами, сколько своим живым примером и безупречным поведением поддерживать последователей и всю модель существования религиозного общества.
В иудаизме, как и в индуизме, большее значение придается поступкам, нежели словам и убеждениям – пусть и верным. Эта позиция в корне отличается от христианской, которая во главу угла ставит именно «правильное» верование. Иудаизм и индуизм подчеркивают важность поступка, предоставляя человеку свободу мысли, равно как и свободу мнений и убеждений.
Понятно, почему при такой широте взглядов и иудаизм, и индуизм категорически не приемлют миссионерства как такового. Для обеих религий характерен категорический отказ от собственной миссионерской деятельности и жёсткий отпор миссионерам из других религий.
Еврейские общины демонстрируют такую практику с момента зарождения самого иудаизма, а последователи индуизма переняли ее после того, как христианские миссионеры развили активную деятельность на территории Индии.
К слову, в поиске путей для сохранения самоидентификации народа около десяти лет назад Индия и Израиль организовали даже ряд конференций, в ходе которых индусы активно интересовались еврейским опытом по сбережению самобытности.
А распространение иудаизма и индуизма всегда шло, по сути, по схожим принципам – в закрытых и обособленных группах, вступление в которые обусловлено по этническим и географическим принципам.
Земля Израиля в иудаизме священна, и многие еврейские законы и традиции привязаны не столько к людям, времени года или ситуациям, сколько к земле. Законы индуизма также распространяются на географические границы Индии и в равной степени относятся к верующим, проживающим на этой территории.
Интересно, что и в Израиле, и в Индии удалось за последние полвека решить, казалось бы, неразрешимый вопрос: вписать древние законы и духовные традиции в рамки существования современных демократических государств с их законодательными системами.
Индусам и израильтянам удается сохранять традиции и идеалы прежних поколений, активно развивая при этом экономику, науку и строя технологии будущего.
Конечно, может возникнуть вполне закономерный вопрос: как вообще возможно сравнивать монотеистический иудаизм с индуизмом, последователи которого поклоняются множеству богов-идолов? Но, во-первых, внутренняя схожесть может возникнуть и у религий, предлагающих противоположные убеждения и даже противостоящих друг другу – просто потому, что экзистенциональный опыт у них общий. А во-вторых, сложившееся в мире представление об индуизме как об открытом идолопоклонстве может быть не до конца верно.
Во время нескольких встреч, прошедших в 2007-2008 годах в Иерусалиме и Нью-Дели с участием ведущих израильских раввинов и индуистской делегации, возглавляли которую известнейший ученый-теолог Свами Даянанда Сарасвати, гуру раскрыли перед иудеями все аспекты своей веры и доказали, что индуисты также верят в единого Б-га, но просто уделяют особое внимание различным Его проявлениям. Но главное, что роднит индуизм и иудаизм – в них обоих заложены идеи единства всех религий перед Создателем.
Источник: https://jewish.ru/ru/stories/reviews/180419/