Новости4 июля 2014
Помощники голода
О влиянии астроцитов на голод и сытость.

Недавнее исследование на мышах показало, что мозговые клетки-астроциты влияют на аппетит. После обильной еды, жировые клетки отправляют сигнал о насыщении в мозг. Химическое вещество под названием лептин - один из гормонов тела -доводит этот сигнал до важных мозговых клеток, называемых нейронами. В рамках исследования было выявлено, что нейроны не единственные клетки до которых доходит этот сигнал. Лептин также возбуждает мозговые клетки-астроциты.

Считалось, что астроциты являлись всего лишь помощниками нервных клеток. Ученые полагали, что основная работа для астроцитов- это поддержка нейронов. Новое исследование показывает, астроциты играют намного существенную роль.

"Теория о том , что астроциты являются всего навсего защитниками нейронов, помогая им чувствовать себя комфортно, уже устарела", сказал Тамаш Хорват журналу «Science News». Это невролог работает в Йельской школе медицины в Нью-Хейвене, штат Коннектикут.

Часть мозга, участвующая в процессе определения необходимого количества еды и время ее приема, называется гипоталамус. Более ранние исследования показали, нейроны обнаруживают лептин и реагируют на этот гормон. Например, если гипоталамусе мыши не распознает лептин, животное будет постоянно переедать и, как следствие, подвергнется ожирению.

Другие исследователи выяснили, что астроциты также могут обнаружить лептин. Хорват и его коллеги пытаются понят могут ли эти клетки, как и нейроны, влиять на аппетит. Чтобы выяснить это, они разводят мышей с астроцитами, которые не могут обнаружить этот гормон.

В нормальных условиях, эти мыши съели допустимое количество пищи. Они не стали тучными. После того, как ученые лишили животных пищи кое-что , однако, изменилось. Теперь эти супер-голодные грызуны ели больше пищи, чем те мыши, астроциты которых могли по-прежнему обнаружить лептин. Это говорит о том астроциты действительно оказывают воздействие на голод.

Другими словами, отмечает Хорват, роль астроцитов проявляется только в условиях крайнего голода. Он надеется, что в один прекрасный день их исследования помогут лечить ожирение с помощью нацеленного добавления лептина к клеткам мозга-астроцитам.

Но Дженни Харви не столь оптимистична. Она нейробиолог из Университета Данди в Шотландии. Жировые клетки у тучных людей и так производят достаточное количество лептина. По ее словам, избыток гормона может привести к потери чувствительности мозга. В результате процедуры, основанные на повышение уровня лептина в головном мозге "вряд ли станут лекарство от ожирения."

Харви признает, что новое исследование только «верхушка айсберга» в изучении астроцитов. "Есть много вопросов, на которые еще необходимо ответить."

Астероид Веста