Физика
Фундаментальные частицы. Кварки, лептоны, бозоны.
Число частиц, именуемых элементарными, достигло в настоящее время почти 400. В связи с этим давно уже возникли сомнения в их элементарности. Поэтому совершенно естественны попытки найти среди них “самые элементарные”, из которых можно было бы составить все остальные. Наиболее интересной и результативной в этом поиске оказалась гипотеза кварков Гелл-Манна и Цвейга, выдвинутая ими в 1964 г.

По современным представлениям существует 6 типов кварков по аромату, в каждом из которых различается три цвета (красный, зеленый, синий). Смесь этих цветов дает белый цвет. У каждого кварка есть антикварк. Все мезоны состоят из пары кварк-антикварк, все барионы состоят из трех кварков. Следует заметить, что хотя ни один кварк в свободном состоянии не обнаружен, физики в их существовании больше не сомневаются.

Идея кварков позволила не только систематизировать элементарные частицы, но и предсказать новые, что затем подтвердилось экспериментально. Характер рассеяния быстрых электронов на протонах свидетельствует о наличии внутри протона трех точечных рассеивающих центров, что полностью согласуется с трехкварковой моделью протона. Невозможность наблюдать кварки в свободном состоянии по современным представлениям объясняется поведением сил действующих между ними.

При малых расстояниях (порядка размера ядра) эти силы очень малы и практически не влияют на свободу движения кварков внутри адронов. С увеличением расстояния эти силы, обусловленные обменом глюонами, очень быстро растут, не давая кваркам возможности вылететь за пределы адрона. Для указания на такое положение в современной физике, применительно к кваркам, появился специальный термин – “конфайнмент”, что в переводе с английского означает “тюремное заключение”. Таким образом, 6 лептонов и 6 кварков (по аромату) по современным представлениям и есть фундаментальные частицы. К ним относятся также переносчики фундаментальных взаимодействий: глюоны, фотоны, промежуточные бозоны и гравитоны.

Как видно, физика элементарных частиц имеет, несомненно, значительные успехи, хотя пока и не дает полного понимания микромира на единой основе. Это понимание может быть дано новой физической теорией, которая с единых позиций сумеет объяснить все 4 типа взаимодействий, существование частиц и полей. В настоящее время уже создана теория электрослабых взаимодействий, объединяющая слабое и электромагнитное взаимодействие. Из этой теории, в частности, следует, что квантами поля, передающего слабые взаимодействия, является группа частиц, получивших название промежуточных бозонов.

На основе этой теории были предсказаны массы этих частиц. Экспериментально промежуточные бозоны были обнаружены в 1982-1983 годах. Сегодня на очереди дня стоит проблема включить в эту теорию и электромагнитное взаимодействие. Первые варианты теории электромагнитных взаимодействий уже есть. Их называют “Великим объединением”. В это объединение пока не удается включить теорию тяготения Эйнштейна, но физики надеются что это “Сверхвеликое” объединение – дело ближайшего будущего.

Шаровая молния