Биология
Слепые пещерные рыбы
Рыбы, которые проводят свою жизнь в темных подводных пещерах потеряли способность не только видеть, но и частично слышать. Об этом сообщили 27 марта 2013 года ученые из США, после серии экспериментов с этими животными.

Typhlichthys subterraneus и Amblyopsis spelaea были изучены учеными из Университета штата Мэриленд, которые установили, что эти рыбы, живущие в абсолютной темноте, потеряли в процессе эволюции не только зрение. Изучение рыб показало, что они слышат значительно хуже своих собратьев, живущих в открытых водах у поверхности воды.

Слепые рыбы

"Я был очень удивлен",- сказал Дафне Соарес (Daphne Soares), один из соавторов исследования. "Я был уверен, что они слышат гораздо лучше рыб, живущих у поверхности воды".

Пещерные рыбы потеряли зрение (а в некоторых случаях и сами глаза) в течение многих поколений. Без света зрение теряет свою роль в жизни рыбы. Однако все прошлые исследования на выявили никаких других различий между "слепыми" рыбами и теми, кто обитает в открытом море. За исключением отсутствия зрения это были обычные рыбы.

В новом исследовании Соарес с коллегами взяли 2 вида рыб, обитающих в подземных озерах штата Кентукки. В лаборатории ученые протестировали слух рыб. Звук частотой до 800 Гц слепые рыбы распознают так же как и рыбы, живущие у поверхности. Для более высоких звуков были найдены отличия. Обычные рыбы способны слышать звуки, частота которых выше 2 000 Гц. Слепые же рыбы не способны улавливать такие высокие звуки.

Вернувшись в пещеры исследователи убедились, что высокие звуки в пещерах - капание воды с потолка пещеры или небольшая рябь на поверхности, не играют существенной роли в жизни рыб. Поскольку животным не угрожает опасность "сверху" (там не летают птицы, не рыбачат люди и т.д.), то они потеряли способность восприятия таких высоких звуков.

Пещерные рыбы обрели новые способности, которые помогают им в полной темноте. У них намного лучше развита боковая линия, которая позволяет им обнаруживать объекты в толще воды. Боковая линия с помощью крошечных органов, которые называются невромастами, улавливает колебания воды вокруг рыбы. У слепых рыб намного больше этих невромаст, поэтому их "шестое чувство" развито лучше, чем у других рыб.

Ученые были удивлены новым открытием. Считалось, что отсутствие одного органа чувств со временем компенсируется в улучшении другого. Зачем эволюция "лишила" зрения пещерных рыб объясняется довольно легко. Но пока еще не ясно, как и почему пещерные рыбы потеряли слух.

Удивительное долголетие