Биология
Настоящие вампиры
Летучие мыши далеко не единственные существа, питающиеся свежей кровью. Существует множество кровососов, и не только комаров. В России, например, встречается интересная ночная бабочка, которая пьет кровь, человеческую в том числе. А в Африке обитает паук, охотящийся на других животных-вампиров

Реальные вампиры

В 2006 г. Дженифер Заспел (Jennifer Zaspel) укусил вампир. Вампир был не в черном плаще, с бледным лицом и длинными зубами. Это был мотылек, и это был настоящий вампир.

Доктор Заспел - биолог, изучающий насекомых в Университете штата Индианы. В одно из своих путешествий она отправилась в Россию, чтобы изучить мотылька "Calyptra thalictri". Эти насекомые питаются соком некоторых фруктов, таких как виноград, малина и персик. Мотылек протыкает кожицу ягоды и длинным хоботком высасывает сладкий сок. Но не только соком питается этот мотылек.

Заспел поймала один экземпляр мотылька и несколько часов держала впроголодь в пластиковой бутылке. Затем просунула в горлышко свой большой палец. Через несколько минут мотылек пристроился на большом пальце биолога и проколов кожу у основания ногтя стал пить кровь человека.

Мотылек Calyptra thalictri лишь один из многих животных вампиров. Наиболее известные вампиры - клещи, комары, клопы и, конечно же, летучие мыши. Быть кровососом не так просто, и животным приходится находить различные способы выбора и атаки своих жертв.

От фруктового сока до крови

Мотылек, которого изучала Заспел, лишь один представитель насекомых-вампиров. Некоторые виды рода бабочек Calyptra питаются кровью крупных млекопитающих - носорогов и слонов, а некоторые отдают предпочтение слезной жидкости этих животных. Но далеко не все бабочки, даже в пределах одного вида, питаются свежей кровью.

Ученые, которые изучали этих насекомых, поймали 16 особей Calyptra. Шанс пососать кровь представили всем 16-ти бабочкам, но только трое прокололи кожу своими хоботками и стали питаться кровью ученых. Другие даже не предпринимали такой попытки.

Не очень понятно, как в бабочки одного и того же вида так сильно отличаются друг от друга в плане предпочтения в еде. Возможно, у некоторых бабочек хоботок эволюционировал таким образом, что стало возможным прокалывание плотных тканей, таких как кожа животных. Ученые изучили строение хоботков всех пойманных экземпляров, но не нашли серьезных отличий у мотыльков-вампиров.

Мотылек Calyptra thalictri - одна из кровососущих бабочек. Ученые предполагают, что такой способ питания связан с частичной потерей обоняния.

Тогда биологи исследовали усики Calyptra, и обнаружили, что на антенках крововосов меньше так называемых сенсилл, которые помогают обнаруживать запахи. Ученые предполагают, что таким образом кровососущие насекомые не очень хорошо различают запахи животных. Поэтому неподвижный палец они спокойно "пробуют вкус". К тому же кровь намного питательнее, чем сок фруктов.

Вряд ли этих мотыльков можно считать опасными животными. Свои навыки в охоте за кровью они обрели случайно, потеряв часть своего обоняния и став вампирами поневоле. Но другие кровососы выбрали свой образ питания самостоятельно.

Охотники на вампиров

Некоторые животные получают кровь окольным путем - они не пьют кровь у своих жертв, а сразу поедают других вампиров, например комаров. В Африке обитает крошечный Восточно-африканский паук-вампир. Его длина составляет всего 5 мм. На его голове расположены 8 глаз. Два глаза отвечают за распознование мелких деталей, а шесть остальных отвечают за обнаружение движений.

Паук охотится на комаров, которые недавно полакомились кровью других животных. Разумеется, охота в засаде с паутиной здесь не поможет. Сытые комары не летают, а тихонько отсиживаются. Паук выслеживает свою добычу самостоятельно, незаметно подкрадывается к насекомому, и, приблизившись на расстояние прыжка, набрасывается на кровососа и кусает его.

Укус Восточно-африканского паука-вампира содержит яд, который растворяет внутренности комара и превращает их в жидкость. Эту жидкость без остатка и высасывает паук, оставляя после трапезы лишь сухую оболочку насекомого.

Мелкий Восточно-африканский паук-вампир сам не сосет кровь, а охотится на других вампиров.

Любопытно, но паук охотится только на определенный вид комаров, под названием Anopheles. Причем пауки предпочитают самок комаров. Известно, что именно самки этих насекомых пьют кровь. Поэтому пауку не имеет смысла нападать на самцов. Отличить самка и самки очень сложно, поэтому то, как паук определяет именно женскую особь насекомого, до недавнего времени оставалось загадкой. Ученые предполагали, что паук выбирает жертву по запаху. Но новый эксперимент показал, что паук-вампир может определять самок именно по внешнему виду, что довольно интересно, учитывая, что оба пола насекомых очень похожи друг на друга.

Ученые отрезали верхнюю часть туловища у нескольких комаров и сопоставили верхние и нижние части разнополых насекомых. Оказалось, что паук отдавал предпочтение комарам с верхней женской частью, даже если живот у этого манекена был мужской, и, соответственно, пустой. Так же ученые смоделировали комара на компьютере и прокручивали паукам анимацию самцов и самок. И в этом случае пауки тоже проявляли повышенное внимание именно к женскому полу.

Оказывается, два паучьих глаза, которые отвечают за распознование деталей, работают очень точно, и позволяют определять даже мелкие детали.

"Манекен" комара для проверки зрения восточно-африканского паука-вампира.

Горячие точки

Самые известные вампиры - летучие мыши. Эти животные питаются кровью коров, свиней и птиц. Охотятся они по ночам, выискивая своих спящих жертв. Их укус острыми зубами настолько незаметный, что жертва часто даже не просыпается.

Кровь нужна летучим мышам для жизни. Если они не полакомятся чужой кровью в течение суток, то погибнут. И летучие вампиры больше ничего не едят. Если вид летучих мышей "выбрал" себе способ питания кровью, то только кровь воспринимается его организмом.

Летучая мышь тщательно выбирает место укуса, ищет самые теплые участки на теле жертвы, где кровь подходит наиболее близко к коже. Чтобы найти эти горячие точки мышь использует специальные органы, расположенные около носа и реагирующие на тепло. Чтобы узнать, как работают эти органы, ученые взяли из них образцы нервных клеток и извлекли генетический материал РНК.

РНК (рибонуклеиновая кислота) - особенная молекула. Она выполняет роль инструктора, который указывает, какой белок необходимо создать в клетке в настоящее время. Выяснилось, что нервные клетки летучей мыши производят белок TRPV1. Человеческие клетки тоже могут синтезировать этот белок. В частности, именно благодаря ему мы ощущаем жар во рту от перца чили.

TRPV1 работает подобно воротам на внешней стороне клетке. Большую часть времени эти ворота закрыты. Но когда температура повышается до определенного значения, то эти ворота "распахиваются" и клетка может впустить в себя ионы из натрия и калия. Эти ионы создают электрический ток, который доходит до мозга животного и сигнализирует, что перед ним находится нечто теплое.

Исследования клеток теплового органа летучей мыши показали, что он очень чувствителен даже для слабых колебаний температур. Белок, синтезируемый в клетках кровососа, короче человеческого, и реагирует на тепло быстрее и точнее. Так, у человека белок начинает работать при повышении температуры до 40oC, а у летучих мышей порог составляет 31oC.

Видео: Бабочка-вампир Calyptra thalictri сосет кровь из большого пальца человека.

Глоссарий

1РНК - рибонуклеиновая кислота. Одна из основных макромолекул, которая содержится во всех живых клетках. Состоит из нуклеотидов, последовательность которых позволяет кодировать генетическую информацию.
2Сенсиллы - Сенсиллы - волосковидные чувствительные образования у беспозвоночных. Выполняют роль органов чувств. Выделяют осязательные, обонятельные и вкусовые сенсиллы. Объедененные сенсиллы могут образовывать сложные органы чувств.

Найти кракена: Почему ученые должны искать морских монстров?

Рассказы очевидцев, повстречавших странных морских животных, начались с момента освоения человеком морей и океанов. Моряки рассказывали о страшных и огромных тв...