Биология
Мастерство природной маскировки
Некоторые животные способны так искусно маскироваться, что их не может заметить не то что человек, но и хищник, специально на них охотящийся. Кто-то в процессе эволюции таким образом изменился внешне, что практически сливается с природой, а кто-то выработал специальные механизмы маскировки и буквально растворяется на глазах. Одно из таких животных - каракатица. Она способна менять цвет своего тела так быстро и так мастерски, что ее умениями заинтересовались ученые.

Американские ученые, финансируемые ВМС США, изучают морских животных, чтобы понять, как те могут успешно маскироваться от хищников. Результатом этих исследований должен стать материал, который найдет широкое применение во всех сферах человеческой деятельности. Только представьте искусственную кожу, которая подстраивает свой цвет под окружающую обстановку. Или огромный тент, способный скрыть от посторонних глаз важнейшие военные и стратегические объекты. Или электронные обои, которые скрывают под собой видеооборудование и записывает ничего не подозревающего грабителя на пленку. От возможностей просто дух захватывает!

Ученые не только пытаются создать отличный камуфляж, но и найти способ использовать его с минимальными энергетическими затратами и с контролируемыми температурными колебаниями. Хотя эта работа только начата и до создания первых прототипов еще очень далеко, у ученых уже есть определенные успехи. В первую очередь надо поблагодарить некоторых морских животных, способных прятаться буквально на глазах.

Бездумный камуфляж

Посмотрим на каракатицу (а так же ее двоюродных братьев и сестер - осьминогов и кальмаров). Эти животные похожи на созданий из какого нибудь фильма ужасов. Они выходят на охоту по ночам, бесшумно "парят" в толще воды, напоминая странных птиц, светятся жутким светом и не стесняются нападать на добычу размером с собственное тело. Но главная их "достопримечательность" - потрясающая способность маскироваться. И если осьминог выпускает чернильное облако и скрывается от врага полагаясь в первую очередь на свою скорость, то каракатица предпочитает сливаться с окружением, чтобы потеряться на глазах изумленного хищника. И самое удивительное то, что каракатица не думает о маскировке. Все тело животного покрыто маленькими светочувствительными датчиками, которые меняют свой цвет самостоятельно, не получая команды от мозга.

каракатица
Обыкновенная каракатица обладает потрясающей способностью маскировки. Применяет она ее не всегда, хотя и не может "контролировать" ее свои мозгом.

Получается такая "бездумная" маскировка. О чем бы ни "думала" каракатица, ее тело постоянно меняет свой цвет, подстраиваясь под окружающий ландшафт. Точно не известно, как каракатице удается поддерживать цвет своего тела автономно от мозга, но ученый Роджер Хэнлон (Roger Hanlon) из Морской биологической лаборатории Вудс-Хола (Массачусетс) кое что выяснил, изучая этих морских животных вот уже 30 лет.

Хэнлон не только ученый, но и профессиональный дайвер и фотограф. Его интерес к каракатицам привел к тому, что сейчас несколько животных живет в лаборатории в огромном аквариуме, где за ними пристально наблюдают и изучают. Содержать их в неволе чрезвычайно трудно, требует циркуляция огромного объема свежей морской воды, чтобы животные чувствовали себя комфортно. Но условия в лаборатории воссозданы так хорошо, что удалось даже приручить каракатиц, кормя их замороженной пищей из рук.

Анализ кожи животного пролил немного света на способность каракатицы искусно маскироваться. В клетках всех живых организмов есть гены. Эти гены содержат информацию, которая контролирует активность различных белков. Один из таких белков, опсин (opsin),  обнаруживает свет. Этот белок содержится в сетчатке глаза, но Хэнлон с коллегами опубликовали научный доклад в котором доказали, что опсин находится и вырабатывается во всех клетках каракатицы, что стало большой неожиданностью в научных кругах.

Действительно, зачем этот белок нужен всей коже животного? Складывается ощущение, что вся каракатица - это один большой глаз.

каракатица
Глаз каракатицы содержит специальный белок - опсин. Но удивительно то, что этот же белок вырабатывается во всех клетках животного.

Дальнейшие исследования показали, что опсин вырабатывается вместе с крошечными структурами, названными хроматофорами. Эти хроматофоры состоят из трех "мешочков" различного цвета: красного, желтого и черного. Мышечные волокна могут натягивать эти мешочки друг на друга с разной силой и в различных комбинациях, создавая множество вариантов цвета.

Еще остается открытым вопрос, как каракатица может менять цвет таким образом, что создается иллюзия того, что мы смотрим сквозь ее тело. Возможно, хроматофоры способные контактировать с другими хроматофорами и выбирать свой цвет в зависимости от цвета ближайших клеток. Так же возможно, что клетка получает информацию о цвете своих "соседей" по какому то еще не известному "каналу связи".

каракатица
Притаившуюся на морском дне каракатицу не просто заметить. К тому же она способна не только сливаться с окружением, но становиться почти прозрачной, проецируя на своем теле окружение позади себя. Как у нее это получается еще предстоит выяснить ученым и исследователям.

Подражая природе

Инженеры планируют использовать наработки ученых из Морской биолаборатории Вудс-Холла. В настоящее время создается материал, способный маскировать различные объекты. Исследователи пытаются перенести механизм маскировки каракатиц на искусственную "кожу". Эта кожа состоит им множества мелких датчиков, способных определять свет окружения и подстраиваться под него.

Ученый Джон Роджерс (John Rogers) из университета штата Иллинойс уже разработал образцы такой маскировочной кожи, но правда работает она пока только в черном-белом цвете. Этот материал содержит мешочки с цветной жидкостью, закрепленных на подвижных панелях. Так же как и каракатицы, материал способен комбинировать положения этих мешочков в пространстве, сливаясь с окружающим пространством.

Пока еще рано говорить о каком то массовом применении этой маскировочной кожи, но первый шаг уже сделан.

Прототип устройства, которое может "подбирать" цвет в зависимости от окружения. Механизм работы идентичен механизму маскировки каракатиц и кальмаров.

По материалам сайта: www.sciencenewsforkids.org