Биология
Борьба с сорняком
Борьба человека с сорняками длится уже не одну тысячу лет и сводилась к прополке посевов и выдергиванию сорняков с корнем. Лишь относительно недавно человек стал применять химические вещества, убивающие нежелательные растения. Какое то время казалось, что разработанный 15 лет назад глифосат решил проблему с сорняками, но недавно было обнаружено, что сорняки не намерены сдаваться.

Когда Стенли Калпеппер (на фото) был ребенком, он с рассвета до заката полол сорняки на ферме. Это монотонное и тяжелое занятие занимало большую часть всего рабочего времени на ферме. Когда Стенли вырос и стал ученым, он решил найти более простой путь избавления от сорняков. Со времен детства Стенли прошло уже много лет, и человек активно использовал химические вещества при борьбе с сорняками. Наиболее хорошо зарекомендовал себя химикат, называемый глифосат. Он работал настолько хорошо, что многие фермеры считали проблему решенной. Но в последнее время некоторые сорняки приобрели устойчивость к глифосату.

Это действительно большая проблема. Сорняк, как правило, выше культурных растений, и конкурируя с ними выигрывает свое место под солнцем. Поэтому фермерам приходится тратить больше сил на получение урожая, а это, разумеется, ведет к подорожанию сельско-хозяйственной продукции.

В благоприятных условиях сорняки развиваются так хорошо, что полностью закрывают собой культурные растения.

Идеальный убийца сорняков

Химические вещества, называемые гербицидами, уничтожают все растения. Один из самых сильных гербицидов - глифосат. Но его следует применять очень осторожно, чтобы не погубить культурные растения. Как правило, фермеры обрабатывают поля глифосатом непосредственно перед посадкой культур. Если же гербицид наносится уже не засеянное поле, то применяют специальное оборудование. Чаще всего это насос с небольшим распылителем. Человек идет по полю и из распылителя опрыскивает сорняки.

В 1990 г. ученые смогли создать культуры, не восприимчивые к глифосату. После этого появилась возможность обрабатывать все поле с посевом, не боясь гибели культурных растений. Глифосат-устойчивые культуры сразу стали популярны среди фермеров. Еще бы - обработав поле 1-2 раза за сезон можно было полностью избавиться от сорняков, не нанося при этом ущерб сельхоз-культурам.

Лотерея ДНК

Многие ученые и фермеры были уверены, что глифосат - решение от сорняка, которое будет работать вечно. Но сорняки постоянно развиваются, эволюционируют. Это развитие сопровождается изменением ДНК.

То, что некоторые растения могут получить устойчивость к глифосату, было известно. Правда шансов появления такого вида было не много. Но когда ежегодно обрабатывается несколько миллионов гектар посевов, то вероятность его появления многократно увеличивается. Это похоже на лотерею. Когда один человек покупает билет, то шанс, что он выиграет, очень мал. Но если тираж лотерейных билетов купит несколько миллионов человек, то вероятность срыва джек-пота одним из покупателей, становится вполне реальной. Так же и на грядке - сорняки собираются сорвать куш.

При сборе урожая можно совместить приятное с полезным. На фото показан прототип устройства, собранного австралийскими учеными, которое размалывает семена сорняков, чтобы предотвратить их появление в будущем сезоне.

Если у конкретного растения есть "иммунитет" против гербицидов, то оно не только выживет после обработки посева, но и благополучно размножится, и на следующий сезон на этом месте будет уже не одно растение, а полмиллиона. В настоящее время известно о 21 виде сорняка, устойчивого к глифосату.

Один из этих сорняков - Палмер Амарант. Это лиственное растение может вырастать до 5-6 см. за день, а общая длина растения достигает 3 м. "Вы можете положить растение на стол и наблюдать, как оно растет у вас на глазах", - говорит Калпеппер.

Эти сорняки приобрели фрагменты ДНК, которые делают их невосприимчивыми к глифосату. Генной информацией растения обмениваются с помощью пыльцы. Если одно растение обнаруживает способ противодействия гербицидам, оно распространяет полученную информацию между всеми своими соседями.

Умные сорняки

Как сорняки, изменяя свою ДНК, противостоят глифосату? Этим вопром задались ученые из Австралии, во главе с Тодом Гейнсом. Глифосат убивает растения путем присоединения к молекулам ферментов в клетке. Ферменты нужны для производства других молекул - аминокислот, которые нужны растению, чтобы выжить. Когда глифосат соединяется с ферментами, то они перестают работать, и растение гибнет.

Команда Гейнса обнаружила, что у устойчивого Палмера Амаранта имеют дополнительные копии сегментов ДНК, которые отвечают за количество ферментов в клетке. Их там так много, что глифосат просто не может заблокировать их все. Поэтому растение продолжало нормально жить даже после обработки гербицидом.

Другие сорняки решили проблему с глифосатом иначе. Мелколепестник канадский большую часть глифосата помещает в специальные отделы растительной клетки, которые называются вауколями. В них гербицид оказывается как будто взаперти, и не может нанести вред клетке. Причем эти вакуоли были эффективны только при теплой погоде, но с понижением температуры эти "потайные места" в клетке становились не доступными, и гербицид спокойно выполнял свое дело. Поэтому ученые рекомендуют применять глифостат в холодную погоду, тогда его эффективность будет выше.

Мелколепестник канадский вытесняет посевы, лишая их необходимой воды, питательных веществ и солнечного света. Сорняк может стать устойчивым к гербициду глифосату, сохранив его внутри клетки в специальных отсеках, называемых вакуоли

Фермеры умнее

Человек не собирается отступать и снова возвращаться к ручной прополке грядок. Избавиться от устойчивых сорняков будет не просто, но у фермеров есть несколько козырей.

Для начала можно попробовать использовать смесь гербицидов. Если у сорняка есть устойчивость к глифосату, то вполне может быть, что с ним справится другой химикат. Хотя уже сейчас в США в штате Иллинойс есть сорняк, способный "отразить атаку" сразу 4 гербицидов.

Поэтому этот вариант борьбы должен быть не единственным. Некоторые ученые предлагают высаживать такие культуры, как рожь. Плотные всходы блокируют солнечный свет и семена сорняков просто не смогут прорасти. Те семена сорняков, которые должны находиться неглубоко под землей, чтобы вырасти, можно вспахивать специальным плугом, чтобы закапать их как можно глубже под землю и не дать развиться.

Ученые из Австралии разработали специальную машину, которая размалывает семена сорняков, делая их непригодными для всхода.

Ученые понимают, что решение, которое хорошо работает прямо сейчас, не будет работать так же хорошо и в будущем. Более того, одни варианты борьбы подходят только для конкретных видов сорняка, а для других уже нужно искать что-то новое.

Да и не только сорняки могут нанести серьезный вред урожаю. Насекомые, например жуки, могут пожрать больше, чем не взойдет из-за сорняков. Ученые изменили ДНК кукурузы таким образом, что производимые растением токсины убивают этих самих жуков. Но, как и в случае с сорняками, некоторые жуки только приобрели устойчивость к этим токсинам.

Настоящие вампиры

Летучие мыши далеко не единственные существа, питающиеся свежей кровью. Существует множество кровососов, и не только комаров. В России, например, встречается ин...

Кордицепс однобокий

В природе встречаются такие грибы, глядя на которые сомневаешься в том, что они не обладают разумом.
В тропических лесах Африки, Бразилии и Таиланда уже по...