Биология
Безногие земноводные (червяги) - те еще амфибии
Безногие земноводные выглядят как крупные черви или змеи, но являются отдельным отрядом. Они амфибии, поэтому их ближайшими родственниками являются саламандры или лягушки, а не черви. Изучение этих животных началось в начале XVIII века. В то время исследователи думали, что имеют дело со змеями. Но при более близком рассмотрении становится ясно, что эти животные совсем другие, ни на кого не похожие.

Джон Мисей (John Measey) прилетел в Венесуэлу в 1997 г. в поисках безногой земноводной, которая выглядела как змея или большой дождевой червь и жила под землей. Исследователь со своей командой обследовал тропические леса, копал землю, рылся в древесной трухе, но за несколько недель поиска так ничего и не нашел.

Поскольку некоторые из этих земноводных, известных как червяги, могут жить и в воде, Джон отправился в рыбацкую деревушку, стоявшую на берегу лесного озера. Жители деревни соорудили туалеты, стоявшие на деревянных опорах прямо над озером. По их словам они несколько раз видели странных животных, похожих на угрей, когда заходили в самодельную уборную.

Биолог обследовал озеро и нашел несколько особей червяг в камнях на берегу озера. Червяги принадлежат к одной группе животных, которая включает лягушек и саламандр. Но в отличие от других земноводных у червяг нет ног. Некоторые червяги достигают нескольких сантиметров в длину, а некоторые вырастают до 1 метра. Их глаза маленькие, у некоторых видов скрыты под кожей, а иногда и под костями. У них есть пара усиков, которыми они могут "вынюхивать" добычу в абсолютной темноте под землей. "Эти существа на самом деле довольно странные", - говорит Эмма Шерратт (Emma Sherratt), эволюционный биолог из Гарвардского университета.

Червяги используют сверхсильных черепа, чтобы рыть туннели через почву. Усики помогают амфибям обнаруживать химические вещества в окружающей среде, в том числе добычу.

Не змея и не червяк, а неведомый червяг

Ученые мало знают об этих животных. Большинство червягов обитает под землей, поэтому наблюдать их в природе не просто. Не многим биологам посчастливилось наблюдать этих животных. А люди принимают этих существ за змей или червей, и не проявляют никакого интереса. Кроме отвращения.

Ученые полагают, что черви, лягушки, саламандры произошли от одного предка, обитавшего на Земле около 275 млн. лет назад. Червяги больше всего похожи на саламандру - маленького четырехногого существа с хвостиком. Биологи считают, что древние саламандры несколько миллионов лет назад начали рыться в опавшей листве и почве, чтобы спрятаться от хищников, а так же в поисках пищи. Проводя больше времени под землей они эволюционировали, чтобы лучше рыть землю. Со временем их ноги исчезли, а тело удлинилось. Череп стал массивным и прочным, позволяя животному таранить почву. Глаза перестали быть необходимым органом и заросли толстым слоем кожи, который оберегал глаза от грязи и повреждений. Взамен глазам у земноводного вырастают усики, помогающие находить пищу в темноте.

Современные червяги прекрасно ползают под землей. Ученые провели эксперимент - выкопали искуственную нору, заполнили ее почвой, а в конце норы положили массивный кирпич, который, по мнению ученых, должен был остановить движение животного. Но опыт показал, что такая преграда не помеха червягу. Экспериментальные данные показали, что червяг толкает предметы в два раза тяжелее, чем может толкнуть сильный удав.

Молодь червягов ведет себя довольно необычно. До недавнего времени ученые не были уверены в том, как мать кормит своих детей. Алекс Купфер (Alex Kupfer), зоолог из Германии, исследовал кладку червягов, чтобы выснить, чем питаются детеныши земноводного, и был очень удивлен. Ученый рассказал, что большую часть времени детеныши были неподвижны около своей матери. Затем один из них начал ползать по телу взрослой самки и откусывать кусочки ее кожи. Матери было не больно, поскольку ее внешний слой кожи уже мертв.

Некоторые детеныши червягов питаются отмершей кожей своей матери. Эта мертвая кожа богата жирами, и дает много энергии молодым червягам.

Алекс посмотрел кожу червяга под микроскопом и увидел, что ее клетки необычайно большие и содержат много жира. Таким образом молодь получает достаточно энергии. Чтобы откусывать мертвую кожу у молодых червягов имеются специальные зубы в форме крючка, которые работают подобно сырной терке.

Древние червяги по-видимому откладывали яйца, не заботясь о своем потомстве. Сегодня некоторые виды этого земноводного - живородящие. Дети появляются на свет живыми, вылезая из яйцевода, который находится в теле самки. Детеныши, стремясь покинуть яйцевод, прогрызают себе путь наружу с помощью таких же зубов-терок. Червяги, которых исследовал Купфер, находятся где то посередине - они все еще откладывают яйца, как их древние предки, но питаются не внутренностями самки, а ее наружным слоем.

Молодой червяг из Индии растет внутри полупрозрачного яйца. Фото: www.frogindia.org

Больше сюрпризов

Вопросов без ответов о червягах еще много. Зоологи все еще не имеют представление о том, как долго живут эти животные, когда впервые могут иметь потомство, как далеко могут мигрировать и т.д.

Но чем больше мы узнаем об этих существах, тем больше сюрпризов нас ожидает. В 1990 г. ученые обнаружили мертвое земноводное, вскрытие которого показало, что у него нет легких. По-видимому, животное дышало кислородом через кожу. Логично предположить, что наиболее комфортная для него среда обитания - холодные горные ручьм, где вода хорошо насыщена кислородом. Однако этот мертный экземпляр был найден на берегах теплой Амазонки. Остается загадкой, как в скудной кислородом воде животное было способно дышать. Возможно оно смогло насытиться кислородом благодаря сильному течению реки.

Некоторые червяги не имеют легких и, возможно, дышат исключительно через кожу. Этот живой образец безлегочного червяга был найден в 2011 году в одной из рек Бразилии. Фото: BSF Silva

Ученые выявили по крайне мере 185 видов червягов. В феврале 2012 г. зоологи из Дели (Индия) обнаружили новый вид червягов, которые живут на северо-востоке Индии и могут вырастать в длину более 1 метра.

Владея скудной информацией об этих интересных животных невозможно ничего сказать об их численности. Угрожает что-нибудь жизни червягов, или они находятся в безопасности - пока лишь вопрос без ответа.

Лекарство от эболы

Всемирная организация здравоохранения тестирует несколько экспериментальных вакцин. К следующему лету может быть подготовлено несколько сотен тысяч доз. ...

Грибы угрожают гнездам морских черепах

Кладки морских черепах подвергаются заражению гриба Fusarium Solani. Зараженная кладка практически обречена - смертность превышает 99%....

Наследование страха

Страх может передавать от родителей к детям, даже на несколько поколений вперед....

Найти кракена: Почему ученые должны искать морских монстров?

Рассказы очевидцев, повстречавших странных морских животных, начались с момента освоения человеком морей и океанов. Моряки рассказывали о страшных и огромных тв...

Кордицепс однобокий

В природе встречаются такие грибы, глядя на которые сомневаешься в том, что они не обладают разумом.
В тропических лесах Африки, Бразилии и Таиланда уже по...