Астрономия
Свет первых звезд
Свет самых первых звезд во Вселенной все еще проходит сквозь пространство. Ученые нашли новый способ зафиксировать этот свет, с помощью ультра-ярких галактик, которые работают как гигантские космические маяки. С их помощью астрономы с Земли могут узнать о самых юных годах Вселенной и увидеть звезды, которые образовались непосредственно после Большого Взрыва.

Свет первых звезд Вселенной все еще задерживается в пространстве. Но поймать фотоны света этих звезд, т.е. собственно увидеть эти звезды, уже нельзя. Но ученые придумали способ, который позволяет "взглянуть в прошлое" нашей Вселенной. Фолькер Бромм, астроном из Университета Техаса (США), рассказал 1 ноября в журнале Science, что новый способ позволит по-новому взглянуть на всю историю космического звездообразования и наблюдать эпоху ранней Вселенной.

Для того чтобы понять, как ученые фиксируют свет ранних звезд, нужно объяснить, что такое внегалактическое фоновое излучение (EBL). EBL - поток фотонов, который генерируется всеми звездами Вселенной, и теми, которые светят прямо сейчас, и теми, которые образовались сразу после Большого Взрыва. Ученые уже знают, что представляет собой EBL современных звезд. И если из внегалактического фонового излучения убрать свет этих звезд, то останется так называемый "вклад излучения" - свет самых первых звезд.

Для "захвата" фотонов ученые использовали большой телескоп Fermi, находящийся на околоземной орбите. Анализируя EBL различных блазаров (сверхъярких галактик), разбросанных по всей Вселенной, ученые смогли выделить свет звезд различного возраста, в том числе тех звезд, которые образовались через 300-400 млн. лет после Большого Взрыва.

Эти первые звезды Вселенной существенно отличались от современных звезд. Ученые называют эти звезды - первое поколение звезд. Потом было второе поколение звезд, и, наконец, к третьему поколению принадлежат звезды, типа нашего Солнца.

"Обнаружение звезд первого поколения чрезвычайно важно, но до настоящего времени представлялось невозможным", - сказал физик из Стенфорда Марко Айелло, один из авторов исследования. "Поэтому наша работа очень важна в определении количества и качества звезд ранней Вселенной".

Проанализировав свет звезд первого поколения ученые пришли к выводу, что они были намного массивнее и горячее современных звезд. Они состояли преимущественно из водорода (современные звезды включают в себя много тяжелых химических элементов), "жили" быстро и умирали ярко. "Первые звезды были в сотни раз больше нашего Солнца", - сказал Айелло. - "Горячее и ярче. Но быстро гасли".

Так же астрономы склонны предполагать, что звездообразование шло медленнее, чем считалось ранее.

Свежий метеорит с Марса