Астрономия
Солнечная система
Интересные факты о нашей солнечной системе

В Солнце может уместиться 1 млн таких планет, как Земля.

Шведская модель солнечной системы

Когда в феврале 1989 г. в Швеции открылся музей Глобен-Арена (ныне Эриксон-Глоб) - наибольшее в мире полусферическое здание, - у шведских академиков Нильса Бреннинга и Гёсты Гама появилась идея: если считать это здание диаметром 110 м уменьшенной моделью Солнца, то на каком расстоянии от него будут располагаться планеты и какого они будут размера? В результате они создали наибольшую модель Солнечной системы (масштаб 1:20 млн), которая растянулась на 950 км по всей стране и включает планеты, астероиды и кометы, представленные в виде масштабированных макетов, удаленных друг от друга на пропорциональное расстояние.

Первый гром, услышанный на другой планете

25 декабря 1978 г. советская межпланетная станция «Венера-11» опустилась на Венеру. В числе исследовательских инструментов был акустический датчик, который уловил звук неизвестного происхождения громкостью 82 дБ. Самым вероятным объяснением было то, что это удар грома.

1-е пещеры на другой планете

В марте 2007 г. на фотографиях поверхности Марса, сделанных зондом НАСА «Mars Odyssey», было обнаружено нечто напоминающее 7 круглых котловин с входом в подземные пещеры. Только в одной из них можно разглядеть дно - на глубине не менее 130 м.

Рекорд хвостов у астероида

10 сентября 2013 г. телескоп «Хаббл» зарегистрировал странный астероид с шестью хвостами, как у кометы. Хвосты у астероида Р/2013 Р5 длиной 480 м, вероятно, появились под воздействием солнечного излучения, увеличившего спин астероида настолько, что он при вращении начал терять собственную массу.

Высочайший центральный пик ударного кратера

Рея Сильвия - ударный кратер шириной 505 км на астероиде 4-Веста между Марсом и Юпитером. В его центре возвышается пик рекордной высоты - 20 км от дна кратера (на снимке со спутника вверху - красное пятно в центре).

Земля

Планета с рекордной плотностью

Земля обладает самой большой из планет плотностью, которая в среднем в 5,517 раза превышает плотность воды.

Вне Солнечной системы

Зонд «Voyager-1» - самый далекий от Земли объект, созданный человеком - 6 февраля 2014 г. в 15:26 по Гринвичу находился на расстоянии 19 034 504 880 км от Земли. Он покинул Солнечную систему в августе 2012 г. и теперь движется в межзвездном пространстве.

Размер имеет значение

В нашем издании 1955 г. самой далекой планетой был назван Плутон, находящийся на расстоянии 5,9x10^8 км от Солнца. Плутон был открыт 18 февраля 1930 г. Клайдом Томбо, астрономом из обсерватории Лоуэлла (США). Сегодня Плутон не считается планетой из-за маленького размера и нерегулярной орбиты. В 2006 г. Международным астрономическим союзом было предложено новое определение планеты, под которое Плутон не подходит. После этого он получил статус «карликовой планеты».

Величественные горы

Гора Олимп на Марсе - высочайшая гора в Солнечной системе высотой 25 км - почти в 3 раза выше Эвереста. Нужно сказать, что Эверест не самая большая гора на Земле, она меньше горы Мауна-Кеа (Гавайи), измеренной от основания до вершины.

Инфографика. Марс и Земля

Венера

Самая яркая планета

Венера, максимальная звездная величина которой достигает -4,4, - самая яркая планета, видимая с Земли невооруженным глазом.

Меркурий

Наибольший кратер на Меркурии

Котловина Калорис в диаметре достигает около 1550 км и окружена горами высотой 2 км. Она сформировалась 3,8-3,9 млрд лет назад под воздействием объекта диаметром 100 км.

Самая быстрая планета

Меркурию требуется 87,96 дня, чтобы обойти вокруг Солнца на среднем расстоянии от него 57,9 км и со средней скоростью 172 248 км/ч - почти в 2 раза быстрее Земли.

Нептун

Самый быстрый ветер

В нашей Солнечной системе нет ветра быстрее, чем на Нептуне. Зонд НАСА «Voyager-2» в 1989 г. зафиксировал скорость ветра около 2400 км/ч.

Самая далекая планета Солнечной системы

С тех пор, как Плутон в 2006 г. был лишен статуса планеты, самой далекой от Солнца планетой считается Нептун. Расстояние до него составляет 4,5 млрд км. Планета движется со скоростью 5,45 км/с и совершает полный оборот, вокруг Солнца за 164,79 года.

Рекорд хвостов у астероида

Наибольший шестиугольник

Наибольший шестиугольник в нашей Солнечной системе находится на северном полюсе Сатурна: здесь облака образуют гигантский шестиугольник, каждая сторона которого имеет длину ок. 13 800 км. Впервые он был зафиксирован космическим аппаратом «Voyager» в начале 1980-х гг. С тех пор он не изменялся в течение, по крайней мере, 30 лет и был детально изучен.

шестиугольник Сатурна

Вспышка Каррингтона. Солнечный супершторм 1859 г.

Солнечные вспышки происходят регулярно. Частота и мощность зависит от фазы солнечного цикла. Это явление изучается астрономами со всего мира. В эпоху покорения ...