Астрономия
Поляризованный свет в космосе
Поляризованный свет помог узнать некоторые подробности, касающиеся развития нашей вселенной.

В марте американские космологи из Принстона, специализирующиеся на экспериментальной астрофизике, объявили о первом прямом обнаружении того, что наша Вселенная, на самых ранних этапах ее зарождения, подвергалась невообразимо быстрому расширению. Исследователи заметили так называемые узоры в поляризации «первого» света, образовавшегося в космосе всего через 380000 лет после Большого Взрыва. Это явление называется космический микроволновый фон. Узоры, как говорят исследователи, могут исходить только от гравитационных волн - ряби в тканях пространства - которые распространяются в результате инфляции. Если результаты обнаружения достоверны, то исследователи могут получить предложение для дальнейшей работы в Стокгольме.

Поляризованный свет

Но после первых положительных результатов, другие космологи быстро приступили к тщательной работе по выявлению противоречий. В последние недели дебаты ученых велись о такой, казалось бы, обыденной вещи, как пыль.

«Наличие межзвездной пыли может сильно усложнить изучение Вселенной», - говорит Оливье Доре, астрофизик из Калифорнийского технологического института. Доре сравнивает пыль с туманом, который может запутать представление зрителя об удаленных объектах, находящихся за этого тумана.

Пыль не только заслоняет обзор на звезды и галактики, но также поляризует свет. Любой свет, отраженный от частицы пыли, перенаправляется. Беда в том, что не только пыль, но и гравитационные волны могут поляризовать свет подобными способами. И это вызывает беспокойство некоторых космологов.

"Исследования и измерения специалистов из Принстона по поляризации весьма значимы для нас, это действительно удивительное техническое достижение", - говорит Ллойд Нокс , космолог из Университета Калифорнии в Дэвисе, специалист по исследованиям поляризации света. Но он также добавляет, "их эксперименты не имеют достаточно сильной опоры для подробного наблюдения за нашей собственной галактикой."

Установленный в Антарктике телескоп, использовавшийся, как основной прибор для наблюдений, которые легли в основу мартовского открытия, определяет, насколько сильно микроволновый свет поляризован, но телескоп не может указать точное расстояние до источника света. Таким образом, астрономы не знают о том, как сильно галактическая пыль может поляризовать свет. Исследователи, участвующие в фоновой обработке изображений космической внегалактической поляризации, полагались на то, что информация, которую они могли бы получить в свои руки действительно достоверна. Это включало в себя доклад, сделанный в прошлом году исследователем из другого проекта под названием сотрудничество Планка. Спутник Планка отображающий все небо в пучине микроволнового света позволил космологам сделать наиболее точные определения, касающиеся возраста и состава Вселенной. Спутник также записал данные о поляризации света на более высоких частотах.

Но Рафаэль Флоугер, физик из Принстонского института перспективных исследований, на прошлой неделе пояснил в своей презентации в Принстоне, что команда из проекта сотрудничества Планка получила неверные данные. Анализ Флоугера, который опирается на данные из проекта Планка, показал, что возможно,  исследователи недооценили то, насколько сильно пыль может поляризовать свет.

К сожалению, очень трудно понять, как большие скопления пыли влияют на результаты исследований. Однако ученые уже активно пользуются шестью теоретическими моделями того, как пыль влияет на поляризацию, в основном, это модели, извлеченные из старых данных других спутников.

Марсианский смерчь