АстрономияМарс
5 мифов о Марсе
Планета Марс - самая близкая к нам планета. Ее поверхность изучается уже почти десятилетие - с 2004 г. В августе 2012 г. на Марс планируется высадить новый марсоход. На нем будет в 10 раз больше научного оборудования, чем на прошлых марсоходах. И хотя наши знания о Красной планете постоянно пополняются, у обывателя сложилось неверные представления о планете. Вот некоторые из них.

Миф №1. Лицо на Марсе

В 1976 г. космический аппарат Викинг-1 сделал снимок марсианской поверхности, которая на первый взгляд выглядела довольно жутко. Глядя на фотографию можно было хорошо разглядеть человеческое лицо. Это "лицо с Марса" обошло все печатные издания. Образ неоднократно появлялся в художественных и научно-популярных фильмах, фантастической литературе, и т.д. Любители неизведанного и таинственного считали (некоторые считают до сих пор), что это фото - прямое доказательство существования на планете разумной жизни.

Знаменитое "лицо на Марсе" - самая узнаваемая фотография Красной планеты.

Но ученые лишь пожали плечами - это лишь игра света на поверхности. Но общественность продолжала сходить с ума.

В 1998 г. были получены новые снимки Марса со спутника НАСА. На них "лицо" уже было не узнаваемо. Окончательно этот миф был разрушен в 2001 г., когда на фотографиях высокого разрешения перед нами предстал обычный холм.

Миф №2. Марсианские каналы

Еще до снимков лица на Марсе некоторые люди были уверены, что на планете имеется огромная сеть искусственных сооружений, напоминающих сети водных каналов на Земле. Впервые эти линии были обнаружены в 1877 г. астрономом из Италии Джованни Скиапарелли. Спустя несколько лет, в 1890 г. Скиапарелли напечатал статью, в которой рассуждал о разумной жизни на Марсе, и в его умозаключениях не последнее место занимали открытые им каналы.

Зарисовки Марсианских каналов

Вслед за Скиапарелли стали появляться как грибы после дождя книги и рассказы, в которых не ставилось под сомнение наличие разумной жизни на Красной планете. Но в 1965 г. все иллюзии об искусственных каналах были разбиты космическим аппаратом Маринер-4. Каналы - это просто оптическая иллюзия, которая возникает при наблюдении планеты с Земли.

Миф №3. Марсианские океаны

Не менее причудливая идея бытовала с начала 1800-х годов. По мнению астронома Уильяма Гершеля на Марсе имеются океаны. Астроном опубликовал в 1784 г. статью, в которой освещал некоторые наблюдаемые в телескоп вещи. Среди прочего он утверждал, что темные области на планете - это огромные океаны. А более светлые участки - континенты.

Этот миф существует и поныне. Некоторые считают, что даже если на месте предполагаемых океанов не найдена вода, все равно на поверхности планеты она была. И котлованы, которые с Земли кажутся морями и океанами, просто высохли.

Современные ученые на этот счет имеют определенное мнение. Вода на Марсе существует (и могла существовать) только в виде льда в почве.

Миф №4. Марс будет большой, как Луна

С 2003 г. распространилось мнение, что "Марс будет виден невооруженным глазом и будет размером с полную Луну". Считалось, что орбита Марса становиться меньше, и Красная планета все ближе приближается к Земле. И когда нибудь земляне увидят в ночном свете нашу соседку так же хорошо, как спутницу Луну.

На самом деле орбита Марса вытянута, и случается, что он приближается к Земле ближе, чем обычно. Последний раз, когда расстояние между нашими планетами составляло минимально возможное, был 27 августа 2003 г. В этот день Марс был в 85 раз ярче и в 6 раз больше, чем обычно.

Конечно до Луны это очень далеко. Наш спутник удален от Земли на 384 тыс. км. А Марс во время максимального сближения был на расстоянии 56 млн. км.

Миф №5. На Марсе возможна разумная жизнь

Возможность существования жизни на Марсе не исключена. Но ученые ищут крошечные микробы, а не супер-умные щупальца вооруженных до зубов марсиан.

Сейчас о Марсе известно довольно много. Астрономы и ученые ищут жизнь во всех уголках Вселенной, и на Марсе тоже. Но если на Красной планете и есть живые организмы, то они точно не имеют глаз, лба и подбородка. Образы разумных марсиан, с которыми человек когда нибудь сможет познакомиться - идеи для не слишком научной фантастики.

Подледный океан Энцелада