Астрономия
Подледный океан Энцелада
Анализ гравитационных карт спутника Сатурна Энцелада выявил наличие океана воды у южного полюса. Площадь океана составляет около 80 тыс. км2, а расположен он под 30-40 километровым слоем льда.

Аквалангисты Земли должны принять к сведению, что на Энцеладе их ждет океан, глубина которого сопоставима с глубиной Марианской впадины. Ученые сообщили о подповерхностном океане в апреле 2014 г., после анализа снимков Кассини, сделанных на расстоянии 500 км. от Энцелада. Пролетая над спутником в 2010-2012 гг. Кассини зафиксировал множественные гейзеры на южном полюсе спутника, которые были хорошо видны ввиду отсутствия атмосферы.

Океан Энцелада

Долгое время астрономы были уверены, что Энцелад - мервый замерзший камешек, вращающийся в компании более интересных спутников. Внимание ученых больше привлекали крупные спутники Сатурна, например, Титан. Но в 2004 г. интерес к Энцеладу вырос, после того, как космический аппарат Кассини обнаружил в лице Энцелада активную луну. Активные гейзеры выстреливали на много километров частички соленого льда и воды через огромное количество трещин, усеивающих все южное полушарие спутника.

Энцелада
В центре Энцелады находится каменное ядро, в южном полушарии имеется обширное море, а всю поверхность спутника покрывают 40-километровые льды.

Трещины сжимаются и расширяются в зависимости от положения спутника относительно планеты. Чем ближе Энцелада к Сатурну, тем больше сила притяжения на спутнике и тем сильнее сжимаются разломы на поверхности спутника. Чем дальше спутник от планеты, тем сильнее "раскрываются" трещины. Поэтому наблюдать за активностью гейзеров можно только тогда, когда Энцелада "уходит" дальше от Сатурна. Правда, наблюдение за такими выбросами не давали полной уверенности в том, что подо льдом находится вода. Чтобы заглянуть внутрь ледяного покрова ученые изучили доплеровское смещение Кассини во время трех облетов Энцелада. Изменение скорости (точнее изменение частоты радиоволн космического аппарата) подтвердило догадку, что на южном полюсе спутника сконцентрирована большая масса, которая давала ускорение Кассини.

На основании этого команда астрономов пришла к выводу, что под 30-40 км. слоем льда имеется море, которое достигает экватора спутника. Предположительно, толщина воды достигает 8-10 км, а под водой находится каменное ядро.

Энцелада

По словам ученых, они были бы удивлены больше, если бы не нашли доказательств существования подледного океана. "Это было частью головоломки", - говорит Кэндис Хансен (Candice Hansen), один из команды астрономов, занимающийся изучением Энцелады. "Одно дело думать, что что-то там есть, а другое дело иметь данные, которые позволяют нам говорить, что да, мы правы".

Сейчас еще не до конца ясно, как вода из подледного океана достигает поверхности спутника. Маловероятно, что вода может подняться вверх по 30-километровому разлому без какой нибудь промежуточной остановки. Одно из предположений, что вода поднимается из-за "раскачивания" Энцелада под действием силы притяжения Сатурна, не подтверждается последними данными. Так что этот вопрос пока остается открытым.

Энцелада
Фотография активных гейзеров на Энцеладе.

Несмотря на то, что средняя температура на поверхности Энцелада составляет -180oC, наличие жидкой воды подразумевает, что где то в недрах спутника температура может быть выше 0oC. А этот факт не может оставить равнодушным ни одного искателя инопланетной жизни.

Красный сверхгигант может взорваться в ближайшее время

Вокруг одной из звезд - известной как W26 обнаружили облака светящегося водорода....

Марсианский смерчь

14 марта 2012 г. на красной планете поднялись гигантские смерчи и промчались по северным равнинам планеты. Их высота доходила до 20 км., и растягивался более че...

Наблюдение за Землей

Факты об исследовании нашей планеты, наблюдение за Землей со спутников...

Вспышка Каррингтона. Солнечный супершторм 1859 г.

Солнечные вспышки происходят регулярно. Частота и мощность зависит от фазы солнечного цикла. Это явление изучается астрономами со всего мира. В эпоху покорения ...