Астрономия
Факты о вселенной
Несколько интересных подробностей о вселенной, в которой мы живем.

Темная материя

В 1970-х гг. астрономы (в частности, Вера Рубин; на фото справа), измеряя скорость звезд в других галактиках, заметили, что звезды по краям галактик движутся быстрее. Основываясь на законе притяжения, ученые предположили, что существует невидимая для человека материя, и назвали ее «темной материей». Эта материя - самая распространенная форма материи во Вселенной - она не излучает и не поглощает свет, как это делают звезды и планеты. Изучив действие темной материи с точки зрения закона притяжения, ученые предположили, что вместе с темной энергией она составляет 95% всей Вселенной.

Мошнейшие вспышки

Вспышки гамма-излучения - мощнейшие во Вселенной. Считается, что они связаны с рождением черных дыр, когда сверхмассивные звезды, истощив запас энергии, переходят в состояние сингулярности.

Старейшие лучи света

Космическое микроволновое фоновое излучение (КМФИ, или реликтовое излучение) -излучение, появившееся через 380 000 лет после Большого взрыва. При рождении Вселенной было высвобождено огромное количество света, который сохраняется повсюду. КМФИ можно наблюдать в форме фотонов, поступающих во всех направлениях. Карта КМФИ, составленная космической обсерваторией «Planck», показала, в числе прочего, что возраст Вселенной больше, чем принято считать -13,82 млрд лет.

Наибольшее облако первичного водорода

LAB-1 - это астрономический объект, впервые обнаруженный в 2000 г. и известный как сгусток Лайман-альфа. Это облако водорода, которое в будущем превратится в галактику. В диаметре оно достигает ок. 300 000 св. лет и находится примерно в 11,5 млрд св. лет от Земли. Сгусток излучает сияние - вероятно, этот свет исходит из галактик, уже образовавшихся внутри него. Из-за огромного расстояния мы видим LAB-1 таким, каким он был, когда Вселенной было примерно 15% от сегодняшнего возраста.

Самый большой войд

Гигантский войд - это огромный участок космоса с аномально низкой плотностью галактик и другой материи в созвездии Гончих Псов («Гигантский войд в Северном полушарии неба», или «супер-войд Гончих Псов», или - AR-Lp 36). Ныне это крупнейший официально зарегистрированный войд в видимой части Вселенной Геометрический центр войда, диаметр которого ок. 300-400 Мпк (1-1,3 млрд св. лет), находится в 1,5 млрд св. лет от Земли

Самая плотная из известных галактик

Галактика M60-UCD1, обнаруженная в сентябре 2013 г., относится к классу «ультракомпактных карликовых галактик». Этот класс был открыт в 1999 г. группой астрофизиков, возглавляемых доктором Майклом Дринкуотером. Эти галактики являются частями прежних галактик большего размера. Половина массы M6O-UCD1 сосредоточена в радиусе всего 80 св лет, то есть плотность звезд там в 15 ООО раз больше, чем в Млечном Пути.

Самая далекая карликовая галактика

В 2012 г. группа астрономов во главе с доктором Симоной Вегетти из Массачусетского технологического института открыла карликовую  галактику, вращающуюся вокруг крупной эллиптической галактики примерно в 10 млрд св. лет от Земли. Галактику нельзя увидеть в телескоп, но можно обнаружить по искажению света, которое дает ее гравитационное поле. Вероятно, галактика состоит исключительно из темной материи или содержит звезды, которые светят слишком слабо, чтобы их можно было видеть с такого расстояния.

Из чего состоит космос

Раньше астрономы считали, что Вселенная состоит в основном из «вещества» - т.е. звезд и планет из атомов и тяжелых элементов. Но наблюдения за движением галактик показывают, что большая часть материи, составляющей Вселенную, невидима. Сейчас считается, что тяжелые элементы составляют менее 1% Вселенной; остальное - это «темная» энергия и вещество.

Самый намагниченный объект

Если бы магнетар (нейтронная звезда с сильным магнитным полем) пролетел на расстоянии 161 000 км от Земли, он бы уничтожил данные на всех кредитных картах. К счастью, во Вселенной не больше десятка таких звезд - они представляют собой останки «сколлапсировавших» звезд, уплотненные до малых размеров. Магнетары, которые, как считают ученые, образуются из сверхновых массивных звезд, обладают магнитным полем в триллионы раз большим, чем, к примеру, у больничного аппарата МРТ.

Все о черных дырах

Наименьшее расстояние между двумя черными дырами: вращающиеся черные дыры в квазаре SDSS J153636.22+044127.0 разделяет всего 1/3 светового года. Ближайшая к Земле черная дыра: V4641 Sgr, обнаруженная на расстоянии 1600 св. лет от Земли.

1-й опыт наблюдения экзопланеты

В 2009 г. астрономы объявили, что видели планету галактики Андромеда, расположенную на расстоянии 2,2 млн св. лет от Земли. Она стала видимой в момент, когда проходила перед звездой, т.е. свет звезды усиливается проходящим перед ней объектом. Подобное событие в галактике Андромеда уже наблюдалось в 2004 г., но тогда было решено, что речь идет о двойной звезде.

Форма Луны