АстрономияМарс
Свежий метеорит с Марса
Метеоритов, падающих на Землю из космоса, довольно много. Часть метеоритов не полностью сгорает при падении, и ученые изучают эти весточки из космоса. Но найти метеорит сразу после падения практически невозможно, поэтому все исследуемые камни уже подверглись земному воздействию, и уже не являются по-настоящему "внеземными".
Некоторые метеориты пролежали на поверхности планеты не одну сотню лет. Но совсем недавно, летом 2011 года, ученым посчастливилось найти метеорит сразу после его падения на Землю.

18 июля 2011 г. неподалеку от г. Тата, что расположен на юго-западе Марокко, около 2 часов по местному времени небо озарилось яркой вспышкой. Несколько людей, наблюдавших как огненный шар расчертил небо, говорили, что вся долина осветилась сначала желтым, а затем зеленым светом. Когда метеорит упал на землю, до людей дошли две звуковые волны, которые были слышны по всей округе.

Спустя 5 месяцев, в октябре 2011 года, кочевники из Тата нашли упавший с неба камень, неподалеку от деревни Тиссинт (Tissint). В честь этой деревни и был назван этот метеорит, который стал 5 метеоритом марсианского происхождения, падение которого наблюдал человек. До этого случая подобное явление наблюдалось в 1962 г.

При падении метеорит раскололся на несколько обломков, с массой от 1 до 987 грамм. Всего таких обломков набралось на 7 кг. Все камни полностью покрыты блестящей черной короной плавления, которая образовалась в результате трения метеорита об атмосферу Земли. Сейчас осколки метеорита Tissint находятся в Музее естественной истории Вены и Музее естественной истории Лондона.

"Это действительно великолепный образец, поскольку он доставлен прямо с Марса и не загрязнен на Земле",- сказал ученый Карл Эйджи из Университета Нью-Мексико. Другие ученые согласны с этим, но не исключают, что загрязнение, пусть и не большое, имело место.

"Метеорит лежал в пустыне в течение нескольких месяцев",- говорит ученый-планетолог Гарри Максвин (Garry McSween) из Университета Теннесси. "Вероятно, что он даже не был собран в стерильных условиях. Тем не менее, это интересная находка, поскольку этот метеорит находится в менее измененном состоянии по сравнению с другими экземплярами, которые у нас есть".

Метеорит попал в открытый космос около 700 000 лет назад. Он был сформирован на самой поверхности планеты. Анализ осколков показал наличие признаков жидкости в камне, чего раньше не было обнаружено в других метеоритах марсианского происхождения. Если жидкость существовала на Марсе тогда, но ее нет сейчас, то вывод следует такой - выветривание воды на поверхности Красной планеты полностью "осушило" ее.

Результаты этого анализа совпадают с наблюдениями Марса, сделанных космическими аппаратами НАСА и марсоходами.

В настоящее время ученые пытаются выяснить, что произошло с Марсом 700 тыс. лет назад, и почему с планеты испарилась жидкая вода.

По материалам сайтов:  sciencenews.org, mirror.co.uk/news/technology-science/science/