Астрономия
Подобная солнцу
Новый метод измерения возраста звезды.

Измерение возраста звезды

Вопрос о том, что делает звезду похожей на Солнце столь же многогранен как и вопрос о том, что делает другие планеты похожими на Землю. Звезды, которые претендуют на звание «близнецов Солнца» должны иметь температуру, массу и спектральный тип, похожий на наше Солнце. Также, их возраст должен быть приблизительно 4,5 миллиарда лет. Однако, как известно, определение возраста звезды достаточно сложная задача, поэтому исследователи , изучающие космос зачастую закрывали глаза на вопрос возраста при присуждении звезде статуса, подобного Солнцу.

Новый метод измерения возраста звезды, получил название - гирохронология (gyrochronology) и начинает пользоваться широкой популярностью среди астрономов. На сегодняшний день ученые благодаря этому способу определили возраст 22 звезд, которые можно сравнить с Солнцем. До внедрения гирохронологии был известен возраст только двух звезд подобных Солнцу.

"Нами были обнаружены звезды по составу схожие с Солнцем настолько, что их можно причислить к «солнечным близнецам", говорит ведущий автор Хосе Диас ду Насименту из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CFA). "Благодаря этим звездам у нашей команды появилась возможность исследовать исторический путь, прошлое, настоящее и будущее таких звезд, подобных Солнцу. Таким образом, мы можем составить прогноз о том, как планеты системы, например, нашей Солнечной системы будут претерпевать изменения с течением времени и какую роль в этом процессе будут играть центральные звезды."

Для измерения возраста звезды астрономы наблюдают изменения ее яркости, вызванные появлением темных пятен, или, как их еще называют звездных пятен, пересекающих поверхность звезды. Наблюдая, сколько времени пятно находится (вращается) в поле зрения и через какой промежуток времени после исчезновения оно появится вновь, ученые определяют с какой скоростью движется звезда, как быстро она вращается.

Изменение яркости звезды из-за звездных пятен не столь велико, обычно оно составляет всего-навсего несколько процентов. Кеплер- астрономический спутник НАСА как раз занимается наблюдением изменения яркости. Использование Кеплера помогло ученым обнаружить, что подобные Солнцу звезды совершают оборот вокруг своей оси приблизительно в течение 21 дня, по сравнению с 25-дневным периодом вращения Солнца на экваторе.

Молодые звезды вращаются быстрее, чем старые, потому что с возрастом они замедляются, поскольку они стареют, также как и люди. В результате, период вращения звезды можно использовать как часы, чтобы получить точный возраст. Так как большинство звезд команда астрономов уже изучила, было выявлено, что они движутся немного быстрее, чем наше Солнце, и, как правило, являются более молодыми.

Эта работа расширяет границы предыдущего исследования, проведенного астрономами CFA и соавтором нового исследования Сореном Мейбом (Soren Meibom). Сорен и его сотрудники измерили скорости вращения звезд кластера (звёздное скопление,группа звёзд, связанных друг с другом силами гравитации), возраст которых 1 млрд, под названием NGC 6811. Поскольку был известен возраст звезд, астрономы могли бы использовать данные для калибровки гирохронологических "часов". Последнее исследование под руководством Насименту позволяет рассматривать звезды, которые не являются членами кластера.

В связи с тем, что звезды и планеты образуются вместе, в одно и тоже время, возраст звезды, можно узнать и изучив возраст близлежащих планет. Так как развитие и эволюция жизни требует колоссального количества времени, знание возраста звезд поможет сузить направления поиска признаков внеземной жизни. Хотя ни одна из 22 звезд, изученных в новом исследовании, не имеет рядом планет, эта работа представляет собой важный шаг в «охоте» на звезды подобные Солнцу, вблизи которых могли бы размещаться планеты, подобные Земле.

Свежий метеорит с Марса