Астрономия
Трио черных дыр
В месте столкновения двух далеких галактик три сверхмассивные черные дыры начали свой гравитационный «танец».

Столкновение черных дыр

Две черные дыры, окольцованные жесткой орбитой, выпускают огромное количество струй газа. Третья дыра только начинает участвовать в этом процессе, постепенно затягиваясь в орбиту.

Это замечательное трио, выпуская закрученные струи газа, может помочь астрономам найти скрытый в глубинах черных дыр пар. Наличие газа также позволяет предположить, что эти пары могут быть одним из главных веществ в составе черной дыры, нежели какие-либо другие соединения.

В каждой крупной галактике, существует, по всей видимости, гавань центральной сверхмассивной черной дыры, вокруг которой образуются скопления из трупов огромных звезд. Черные дыры такого типа, которые могут весить свыше миллиарда масс солнца, по-видимому, могут рождаться и расти в течение времени вследствие различных столкновений между галактиками. Как только две галактики сливаются, их центральные черные дыры находят друг друга, закручиваются вместе по спирали, и в конечном итоге объединяются в одну гигантскую черную дыру.

Роджер Дин (Roger Deane), астрофизик университета Кейптауна в Южной Африке, и его коллеги, наткнулись на трио черных дыр при изучении галактик, которые излучают очень много световых волн. Исследователи уже знали о галактиках, которые содержат в себе две черные дыры. Они впервые были обнаружены три года назад, и находятся на расстоянии около 24 000 световых лет от Земли. Однако, вскоре, Дин и команда выяснили, что одна из тех черных дыр, на самом деле две черные дыры, которые находились друг от друга на расстоянии в 450 тысяч световых лет.

Так художники видят черную дыру.

Чтобы различить две, находящиеся близко друг от друга черные дыры, Дин и его команда использовали европейскую сеть телескопов Baseline Interferometry в течение долгого времени. Когда все телескопы используются вместе одновременно, а их всего 18, то сигналы от оборудования распространяются по всему миру, и сеть, можно сказать, ведет себя как очень мощная антенна длинной приблизительно с диаметр Земли. Сеть предоставляет астрономам разрешение, необходимое для фиксирования отдельных взрывов радиоволн от двух черных дыр находящихся в сотне световых лет друг от друга. Все это происходит в галактике почти за 5 миллиардов световых лет от нас.

Комбинируя новые наблюдения с использованием старых данных, Дин и коллеги смогли увидеть спиралевидные струи электронов, испускаемые одной из черных дыр в паре. Ее гравитация, кажется, растягивает другую вокруг себя.

Ученые видели кручение этих струй и думали, что они могли прийти с орбит двух сверхмассивных независимых черных дыр. Но вот впервые, астрономы увидели, как по спирали двигалась струя газа из пары черных дыр. Теперь астрономы могут использовать данное явление, чтобы легче отслеживать наличие пар или троек этих тел в космическом пространстве.

“Я очень рад видеть, что эта система смогла помочь нам отследить пару черных дыр”, - говорит Хай Фу (Hai Fu), астрофизик университета Айовы в Айова-Сити, который был частью команды, первоначально обнаружившей это явление. “Поиск двойных черных дыр - это очень тяжело”, - говорит он. “Мы потратили много лет, глядя на многие источники, и это была единственная пара, которую мы нашли”.

Но результаты Роджера Дина и его коллег показывают, что такие скопления черных дыр широко распространены в космосе, так как команда нашла одну пару, оглядев всего шесть галактик. “Либо нам невероятно сильно повезло, и мы выиграли в лотерею, или это куда более распространенные явления, чем предполагалось ранее”, - говорит Дин.

Исследователи считают, что компактные двоичные сверхмассивные черные дыры могут быть очень мощными источниками гравитационных волн. Черные дыры излучают сильную энергию гравитации, которая должна колебать ряби в тканях пространства. В принципе, эти гравитационные волны могут быть обнаружены с помощью приборов на земле. Такие устройства, например, находятся в обсерватории Вейва (Laser Interferometer gravitational Wave Observatory). Но физики не гонятся за исследованием непосредственно самих волн. Прямое наблюдение гравитационных волн подтвердит предсказания теории Эйнштейна и общей теории относительности, а также обеспечит возможность изучить многие другие объекты, которые почти не излучают свет. Поэтому скопления пар черных дыр помогут исследователям узнать, где дальше искать ответы.

Подобная солнцу