Астрономия
Самая далекая планета
Если Планета X существует, то она находится на расстоянии от 250 до 1000 раз дальше от Солнца, чем Земля.

Самая удаленная планета

В пространстве за Нептуном, солнечная система напоминает глубокий океан: темный, удаленный и в значительной степени неисследованный. Поэтому, вполне возможно, что не открытые планеты могут легко оставаться там незамеченными. Но, на данный момент, даже самые крупные телескопы работают на пределе своих технических возможностей, чтобы найти хоть какое-то слабое пятно света. Обычно, поиски чего-либо в таких далеких уголках системы заканчиваются неудачей, из-за огромного количества ледяных глыб на дальних орбитах.

Однако некоторым все-таки сопутствует удача, о чем говорит прошлогоднее открытие карликовой планеты. Астрономы Чад Трухильо и Скотт Шеппард в марте прошлого года объявили о нахождении небольшого небесного тела (450 километров в диаметре) за пределами пояса Койпера - ледяной засоренности около орбиты Нептуна.

Их находка получила тогда название 2012 VP. Как оказалось, она имеет тысячи соседей, но разделяет ее странную траекторию с ней только Седна - другая карликовая планета, обнаруженная еще в 2003 году.

Открытие 2012 VP дало подтверждение тому, что Седна не является случайностью, как это считалось ранее, хотя возможно, что это первое из большой популяции ледяных тел, отличных от других, в остальной части Солнечной системы. Так Трухильо и Шеппард продолжили изучать пояс Койпера, и получили только больше вопросов. Они заметили, что за 150 астрономических единиц (150 расстояний от Солнца до Земли), где ранее обнаружили Седну, а затем и 2012 VP, следуют другие орбиты, которые очень странно и кучно сгрудились.

"Это сразу же пробудило наш интерес", говорит Шеппард. Может невидимая планета, возможная Планета Х, будет объяснением всему этому? "Идея не сумасшедшая", говорит Дэвид Джевитт, ученый-космолог из Университета Калифорнии в Лос-Анджелесе. "Я считаю что прошедших исследований достаточно для получения некоторых данных о возможной девятой (или десятой, в зависимости от Вашего отношения к Плутону) планете", - добавляет он.

"Самое удивительное для меня то, что 2012 VP действительно существует", - говорит Меган Швамб, профессор Академии наук в Тайбэе, Тайвань Огромные растянутые орбиты Седны и 2012 VP отличаются от других в Солнечной системе. Также, обе находятся слишком далеко от Нептуна, чтобы подвергаться его воздействию. Но из-за влияния гравитации Млечного Пути, и как следствие, постоянного изменения траекторий, до сегодняшнего дня эти объекты не были известны ученым.

Дело приобрело более широкий формат, когда Трухильо и Шеппард поняли, что Седна и 2012 VP имеют что-то общее с 10 другими объектами. Все объекты находятся за пределами 150 астрономических единиц от Солнца в точке, известной как перигелий, в почти то же самое время, что они пересекают плоскость Солнечной системы. Но миллиарды лет эволюции должны были оставить перигелии разбросанными, как и все остальное в поясе Койпера, только если что-то не удержало бы их на месте. По оценкам Трухильо и Шеппарда планета примерно в 2 раза массивнее Земли, и находится на расстоянии 250 астрономических единиц (примерно в 8 раз дальше от Солнца, чем Нептун).

"Несколько лет назад все думали, что этот регион не заселен ничем другим кроме комет и астероидов", - говорит испанский физик Карлос-де-ла Фуэнте Маркос. "Теперь данные наблюдений показывают, что, вероятно, мы были не правы", - добавляет он. Ученый ведет исследования в команде со своим братом Раулем, в национальном университете Мадрида.

Примерно в то же время, физик Лоренцо Лорио в Министерстве образования, университетов и исследований в Бари, Италия, предложил другой взгляд. Он говорит, что планета, предложенная Трухильо и Шеппардом, если она существует, должна быть гораздо дальше от Солнца, по крайней мере, в два раза, чем оригинальные прогнозирования. Глядя на постепенные изменения в орбитах немногих из известных планет, Лорио подсчитал, что планета в два раза массивнее Земли должна быть не менее чем в 500 астрономических единицах от Солнца.

Как говорит Дэвид Джевитт, недавние предложения о дополнительных исследованиях планет не новы. В конце 1800-х и начале 1900-х годов астрономы также полагались на очевидные отклонения в движении Нептуна и нескольких комет, чтобы начать поиск других небесных тел, который в конечном итоге привел к открытию Плутона. "Не так много изменилось с тех пор", - добавляет он. На самом деле, размышления о том, что за орбитой Нептуна находится планета, появились гораздо раньше того, как люди узнали о существовании самого Нептуна.

Плутон и планета X.

В 1834 году немецкий астроном Питер Андреас Хансен якобы предложил своему коллеге, что необходимо наличие двух планет, чтобы объяснить странности в движении третьей. Объяснение странного движения по своей орбите Урана привели к открытию Нептуна в 1846 году, и через два года, французский астроном Жак Бабинэ утверждал, что Нептун также как и Уран двигается по своей орбите, намекая, на существование девятой планеты.

В начале 1900-х, эрудит Персиваль Лоуэлл занялся расчетами для поиска новых планет. Пока не ясно, был ли Лоуэлл первым человеком, который использовал фразу "Планета X", но он, конечно, популяризировал ее. Лоуэлл рассчитывал примерное расположение Планеты X, на основе наблюдений за Ураном и Нептуном. Затем, в 1916 году, после смерти Лоуэлла, американский астроном Клайд Томбо взял эстафету, и ,используя расчеты Лоуэлла в качестве руководства довел начатое им до конца. Систематические наблюдения Томбо привели его к Плутону, в 1930 году, рядом с которым Персиваль Лоуэлл предсказал Планету X.

Дальнейшие поиски проходили уже с использованием технических средств. Voyager 2 - космический аппарат НАСА решил вопрос с Планетой X на какое-то время. Когда зонд пролетал мимо Урана и Нептуна в 1980, он дал астрономам более точные данные по пересмотру массы планет. Новые данные показали, что на них не действовало сторонних сил, кроме Плутона, а следовательно расчеты и предположения о еще одной Томбо и записи Лоуэлла оказались просто совпадением. Если что-то и существует, то оно не может быть массивнее Юпитера или Сатурна. Кевин Луман, астроном в Университете штата Пенсильвания, посмотрел на двойники Юпитера в фотографиях от одного из спутников НАСА, который 10 месяцев сканировал межзвездное пространство и с помощью инфракрасного телескопа. Массивные планеты лучше всего видно в инфракрасном свете, из-за их сильного тепловыделения. Юпитер, например, излучает больше тепла, чем получает от Солнца.

Как заявляют исследователи, нет никаких признаков чего-то массивного в тех районах. Но Луман говорит, что не может исключить существование небольшой, скалистой планеты, которая просто-напросто слишком холодная для обнаружения в инфракрасном спектре.

Лучше всего искать отраженным солнечным светом, с помощью которого, например, ученые обнаружили Плутон и пояс Койпера. Но даже очень крупные объекты на таких огромных расстояниях светятся очень тускло.

"Мы не хотели бы обнаружить еще одну Землю, если бы это было более, чем в 600 астрономических единицах от Солнца. Это даст вам очень глубокое представление о тьме внешней солнечной системы", - говорит Джевитт.

Наблюдение за Землей