Астрономия
Красный карлик
Планета размером с Землю находится в обитаемой зоне M-карлика.

Скрытая планета

Земля встретила космического родственника. Космический телескоп Кеплер (Kepler) обнаружил потенциально наполненный водой мир, теоретически, похожий на нашу планету. Планета является наименьшим телом, из всех обнаруженных в этой зоне объектов, но при этом имеет умеренную температуру и вполне пригодный климат, который подходит для наличия жидкой воды. Обнаруженная планета получила название в честь телескопа - Кеплер-186F (Kepler-186).

Элиза Кинтана (Elisa Kintana), астроном из исследовательского центра НАСА Эймс в Моффетт Филд, штат Калифорния, и ее коллеги, обнаружили планету Кеплер-186F в огромном количестве данных, полученных из трехлетней непрерывной работы телескопа. Планета на 10 процентов больше Земли и вращается вокруг звезды, классифицирующейся, как М карлик, красной звезды, которая немного меньше, холоднее и тусклее Солнца. Планета вращается вокруг звезды Кеплер 186 (Kepler-186). Один год на планете составляет 130 дней, и она проходит путь по орбите, которая чуть меньше орбиты Меркурия. Звезда же, которую от Земли отделяет 490 световых лет, также имеет в своей системе еще четыре, примерно размером с Землю, планеты. Ранее были обнаружены Кеплером и другие планеты, при чем гораздо ближе к звезде. Год на них проходит всего за 3,9 дней. Каждая из планет была обнаружена с помощью крошечных провалов в свете от звезды во время затмений.

"M карлики в настоящее время становятся любимцами всех астрофизиков", говорит Джилл Тартер (Jill Torter), бывший директор Центра SETI исследований в Маунтин-Вью, штат Калифорния. «Они для нас, как низко висящие фрукты». Потенциально обитаемые планеты легче найти вокруг М-звезд, потому что условные зоны обитаемости располагаются относительно близко к холодным звездам. Планеты такого типа легче обнаружить, потому что они, скорее всего, со временем, подходят ближе к своим звездам.

М-звезды также являются наиболее распространенным типом звезд в галактике Млечный Путь и составляют примерно три четверти всех известных ученым звезд на сегодняшний день. "Если мы обнаружим, что планеты размером с Землю находятся в условных зонах обитания М-звезд, то это будет означать что они распространены по всей галактике", говорит соавтор Томас Барклай (Thomas Barklay). Однако, он добавляет, "Нельзя точно утверждать, что планета пригодна для жизни, просто потому, что она находится в обитаемой зоне". Так как планета вращается вокруг достаточно «слабой» звезды, на большом расстоянии от Земли, то последующие наблюдения будет проводить очень сложно. Не рассматривая атмосферу планеты - или даже не зная, имеет ли она ее вообще - исследователи не могут быть уверены, что вода находится на поверхности.

Поскольку звезда Kеплер-186 гораздо холоднее и меньше солнца, ее обитаемая зона является более компактной, чем у нашей солнечной системы. Все 5 планет в системе звезды Kеплер-186 могут поместиться в орбиту Меркурия.

Даже если планета имеет жидкую воду, она не может быть пригодна для жизни. Некоторые М-звезды склонны к «насильственным» вспышкам ультрафиолетового и рентгеновского излучения. И планеты, вращающиеся вокруг пределов обитаемой зоны М звезды могут облепить орбиту настолько тесно, что одна из сторон планет вечно будет сталкивается со звездой, создавая коллапсы в климате и в целом на планете. Тем не менее, Кеплер-186F имеет некоторые преимущества, говорит Барклай. Его температура относительно спокойная для М-звезды, и планета вращается достаточно далеко от карлика, для того чтобы избежать любого рода вспышек. Расстояние планеты также может удержать ему вращение, не смещая тело с орбиты, что может помочь ему распространить тепло от звезды по всей своей поверхности.

В то время как вспышка может уничтожить зарождающуюся жизнь или лишить планету ее атмосферы, колебания среды вокруг М-звезды могут вместо этого обеспечить некоторые преимущества. "Изменения могут быть катастрофическими", говорит Маргарет Тернбулл (Margareth Ternbooll) , астробиолог Глобального института науки в Антиго, штат Висконсин. «Но также такие изменения могут вдохнуть новую жизнь», -добавляет она. Катастрофические столкновения Земли с кометами и астероидами, например, вызывали не только массовые вымирания некоторых видов, но и открыли новые ниши для процветания другой, новой жизни.

Несмотря на высокие шансы планеты на наличие там жизни, Тартер говорит, что думать об этом еще рано. SETI ученые предложили провести двухнедельный поиск радиоволн со всей поверхности Кеплер-186, в слабой надежде услышать хоть какие-нибудь признаки чужой цивилизации. "Это очень привлекло наше внимание", говорит она. Однако поиск успехом не увенчался.

Если Кеплер-186F и является пригодной для жизни, то мы все равно не смогли бы выжить в окружающей среде, совершенно не похожей на земную. M карлики излучают в основном красный и инфракрасный свет. На Земле растения не могут фотосинтезировать из света, длина волн которого равна красному или инфракрасному спектру. Тем не менее, некоторые цианобактерии на нашей планете могут выполнять фотосинтез и со светом, длины волн которого превышают длины волн данных спектров.

В то время как последующие наблюдения далеких планет, найденных Кеплером, все больше затрудняются, Барклай говорит, что, тем не менее, данные телескопа помогут инженерам проектировать космические телескопы следующего поколения и знать, где искать жизнь дальше. Новый такой телескоп планируется запустить в 2017 году. Он будет искать планеты вокруг ближайших к Земле М-звезд. Космическим телескопом Джеймса Вебба, запуск которого состоится через 2 года, будут рассмотрены атмосферы многих из этих близлежащих планет. "Но нет никаких оснований, что мы что-то найдем", говорит астрофизик Алан Тернбулл (Alan Turnboul) о планетах, напоминающих Кеплер-186F.

Подобная солнцу